Е.В. Полтавец
4
Итак, мы можем признать тот факт, что применение когнитивно-
коммуникативного метода обучения русскому языку и культуре речи
является наиболее целесообразным в процессе обучения как школь-
ников, так и студентов вузов, в частности технических. Однако необ-
ходимо сказать и о том, как конкретно данный метод реализуется или
может быть реализован в практике языковой подготовки студентов
высшей школы.
Прежде всего, следует вспомнить о тех педагогических факторах
процесса обучения, которые связаны с дидактикой — частью педаго-
гики, занимающейся общими закономерностями изучения любых
учебных предметов. Дидактика, как известно, базируется на опреде-
ленных принципах, главными из которых являются:
1)
принцип коллективности, осуществление которого требует
слаженной совместной работы учащихся под руководством педагога,
организующего, мотивирующего и контролирующего познаватель-
ную деятельность;
2)
активности, для реализации которого необходим самостоя-
тельный творческий подход учащихся к познавательной деятельно-
сти (создание атмосферы активного изучения предмета — главная
задача педагога);
3)
проблемности, обязательный для реализации принципа актив-
ности и требующий постановки таких проблем, для решения которых
учащимся будут необходимы знания, умения и навыки, полученные
при изучении учебной программы;
4)
мотивированности, без реализации которого невозможно реше-
ние задач, регулярно возникающих перед учащимися (постоянная мо-
тивация участников учебного процесса также задача преподавателя);
5)
развивающего обучения, подразумевающий последователь-
ную постановку перед учащимися все более сложных познаватель-
ных и коммуникативных задач;
6)
индивидуальности, вызывающий необходимость учитывать ин-
дивидуальные особенности обучающихся и степень их подготовки;
7)
сознательной систематизации языкового материала, необхо-
димый для того, чтобы учащиеся, представляя изучаемый языковой
материал в виде целостной системы, могли ориентироваться в новом
материале и новых ситуациях, осуществлять сознательный выбор
наилучшего варианта языковых конструкций, а также самоконтроль
и самокоррекцию [2].
В качестве частного примера можно рассмотреть варианты при-
менения когнитивно-коммуникативного метода обучения [3] и соот-
ветствующих ему принципов в ходе практических занятий по дисци-
плине «Русский язык и культура речи» со студентами технического
вуза, имеющими ограничения по слуху. Но предварительно необхо-