Previous Page  4 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 10 Next Page
Page Background

Е.В. Полтавец

4

Итак, мы можем признать тот факт, что применение когнитивно-

коммуникативного метода обучения русскому языку и культуре речи

является наиболее целесообразным в процессе обучения как школь-

ников, так и студентов вузов, в частности технических. Однако необ-

ходимо сказать и о том, как конкретно данный метод реализуется или

может быть реализован в практике языковой подготовки студентов

высшей школы.

Прежде всего, следует вспомнить о тех педагогических факторах

процесса обучения, которые связаны с дидактикой — частью педаго-

гики, занимающейся общими закономерностями изучения любых

учебных предметов. Дидактика, как известно, базируется на опреде-

ленных принципах, главными из которых являются:

1)

принцип коллективности, осуществление которого требует

слаженной совместной работы учащихся под руководством педагога,

организующего, мотивирующего и контролирующего познаватель-

ную деятельность;

2)

активности, для реализации которого необходим самостоя-

тельный творческий подход учащихся к познавательной деятельно-

сти (создание атмосферы активного изучения предмета — главная

задача педагога);

3)

проблемности, обязательный для реализации принципа актив-

ности и требующий постановки таких проблем, для решения которых

учащимся будут необходимы знания, умения и навыки, полученные

при изучении учебной программы;

4)

мотивированности, без реализации которого невозможно реше-

ние задач, регулярно возникающих перед учащимися (постоянная мо-

тивация участников учебного процесса также задача преподавателя);

5)

развивающего обучения, подразумевающий последователь-

ную постановку перед учащимися все более сложных познаватель-

ных и коммуникативных задач;

6)

индивидуальности, вызывающий необходимость учитывать ин-

дивидуальные особенности обучающихся и степень их подготовки;

7)

сознательной систематизации языкового материала, необхо-

димый для того, чтобы учащиеся, представляя изучаемый языковой

материал в виде целостной системы, могли ориентироваться в новом

материале и новых ситуациях, осуществлять сознательный выбор

наилучшего варианта языковых конструкций, а также самоконтроль

и самокоррекцию [2].

В качестве частного примера можно рассмотреть варианты при-

менения когнитивно-коммуникативного метода обучения [3] и соот-

ветствующих ему принципов в ходе практических занятий по дисци-

плине «Русский язык и культура речи» со студентами технического

вуза, имеющими ограничения по слуху. Но предварительно необхо-