Previous Page  3 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 10 Next Page
Page Background

Актуальные задачи методики преподавания русского языка и культуры речи…

3

иметь в виду, что в одном и том же акте деятельности могут соеди-

няться действия разных видов. Так, практическая деятельность может

включать в себя теоретические действия, а теоретическая (скажем,

деятельность ученого) может быть сопряжена с практической

(например, проведением эксперимента).

Все вышеперечисленное справедливо и для речевой деятельно-

сти. Нужно лишь добавить, что техническим компонентом речевого

акта является речевая операция (например, выбор разных вариантов

речевых конструкций или определение верных грамматических

форм: нет чая, стакан чаю и др.). Какую речевую операцию выберет

учащийся, зависит от условий, в которых совершается действие. То

есть операция — это такая единица деятельности, которая соотнесена

с изменяющимися условиями. Именно поэтому речевая операция

должна начинаться с предварительной ориентировки в условиях бу-

дущей деятельности (например, перед тем как выполнить какое-либо

упражнение, необходимо выучить соответствующее ему правило).

После того как ориентировка произведена, наступает очередь плани-

рования, т. е. создания определенного алгоритма действий. Затем сле-

дует реализация плана — собственно действие. И наконец, контроль

эффективности деятельности — проверка полученного результата. Ра-

зумеется, все эти фазы не осуществляются поочередно. Чаще всего

сами действия производятся параллельно с «доработкой» плана, а кон-

троль их эффективности идет одновременно с действием [2].

Итак, из сказанного можно сделать вывод о том, что любое обу-

чение — это обучение какому-либо виду деятельности. Обучать дея-

тельности — значит преподавать правильное построение акта этой

деятельности, т. е. формирование входящих в него действий и опера-

ций, а затем соединение их в единую систему. При обучении речевой

деятельности главная задача — это построение нужных речевых опе-

раций с одновременной их трансформацией в нужные речевые дей-

ствия. Здесь возникает вопрос о том, как лучше сформировать навык

построения речевых операций. Нужно ли это делать путем подража-

ния (имитации), копирования уже имеющихся образцов? Или необ-

ходимо поставить перед учащимся осознанную цель и двигаться к

ней через последовательность отдельных операций, т. е. осуществ-

лять общий психологический принцип любого обучения: от созна-

тельного целенаправленного действия — к бессознательной автома-

тической операции. Современная педагогика сделала однозначный

выбор в пользу сознательного (когнитивного) метода формирования

речевых и коммуникативных компетенций учащихся. Ведь речь, по

словам О.А. Скрябиной, «…коммуникативна по функциональному

назначению и когнитивна по внутреннему содержанию и участию в

ней психологических аспектов претворения мысли в слове…» [1].