Актуальные задачи методики преподавания русского языка и культуры речи…
3
иметь в виду, что в одном и том же акте деятельности могут соеди-
няться действия разных видов. Так, практическая деятельность может
включать в себя теоретические действия, а теоретическая (скажем,
деятельность ученого) может быть сопряжена с практической
(например, проведением эксперимента).
Все вышеперечисленное справедливо и для речевой деятельно-
сти. Нужно лишь добавить, что техническим компонентом речевого
акта является речевая операция (например, выбор разных вариантов
речевых конструкций или определение верных грамматических
форм: нет чая, стакан чаю и др.). Какую речевую операцию выберет
учащийся, зависит от условий, в которых совершается действие. То
есть операция — это такая единица деятельности, которая соотнесена
с изменяющимися условиями. Именно поэтому речевая операция
должна начинаться с предварительной ориентировки в условиях бу-
дущей деятельности (например, перед тем как выполнить какое-либо
упражнение, необходимо выучить соответствующее ему правило).
После того как ориентировка произведена, наступает очередь плани-
рования, т. е. создания определенного алгоритма действий. Затем сле-
дует реализация плана — собственно действие. И наконец, контроль
эффективности деятельности — проверка полученного результата. Ра-
зумеется, все эти фазы не осуществляются поочередно. Чаще всего
сами действия производятся параллельно с «доработкой» плана, а кон-
троль их эффективности идет одновременно с действием [2].
Итак, из сказанного можно сделать вывод о том, что любое обу-
чение — это обучение какому-либо виду деятельности. Обучать дея-
тельности — значит преподавать правильное построение акта этой
деятельности, т. е. формирование входящих в него действий и опера-
ций, а затем соединение их в единую систему. При обучении речевой
деятельности главная задача — это построение нужных речевых опе-
раций с одновременной их трансформацией в нужные речевые дей-
ствия. Здесь возникает вопрос о том, как лучше сформировать навык
построения речевых операций. Нужно ли это делать путем подража-
ния (имитации), копирования уже имеющихся образцов? Или необ-
ходимо поставить перед учащимся осознанную цель и двигаться к
ней через последовательность отдельных операций, т. е. осуществ-
лять общий психологический принцип любого обучения: от созна-
тельного целенаправленного действия — к бессознательной автома-
тической операции. Современная педагогика сделала однозначный
выбор в пользу сознательного (когнитивного) метода формирования
речевых и коммуникативных компетенций учащихся. Ведь речь, по
словам О.А. Скрябиной, «…коммуникативна по функциональному
назначению и когнитивна по внутреннему содержанию и участию в
ней психологических аспектов претворения мысли в слове…» [1].