Е.В. Полтавец
6
уровень языковой подготовки каждого студента, преподаватель под-
бирает оптимальные варианты заданий, больше внимания уделяет
менее подготовленным: отвечает на вопросы, приводит необходимые
примеры, дополнительно разъясняет отдельные положения теорети-
ческого материала, приглашает к участию в обсуждении проблемно-
го вопроса или задания более сильных студентов и т. п.
Реализация принципа сознательной систематизации языкового
материала возможна при постоянном использовании на занятиях
комплексных упражнений разного вида: анализ фонемного или мор-
фемного состава слова, структуры словосочетания или предложения;
подстановка в предложение необходимого по смыслу слова или сло-
восочетания; замена речевой конструкции одного вида конструкцией
другого вида; дополнение предложений; анализ и структурирование
текста; выделение в тексте ключевых слов; фиксирование содержа-
ния текста в виде планов, конспектов, рефератов и т. п.
Эффективным средством ускорения процесса сознательной си-
стематизации является наглядность. Так, с помощью составления
схем, таблиц, рисунков, интеллект-карт (разновидность схемы, име-
ющая большое количество форм графического выражения) и т. п.
можно добиться ощутимых результатов в области анализа и система-
тизации языкового материала.
Известный ученый-сурдопедагог С.A. Зыков говорил, что ис-
пользование в процессе обучения разных видов речевой деятельно-
сти «…содействует развитию самостоятельности детей, повышает
сознательность усвоения учебного материала» [5].
К вышесказанному необходимо добавить, что использованию ко-
гнитивно-коммуникативного метода и соответствующих ему прин-
ципов на занятиях по русскому языку и культуре речи нисколько не
мешает использование других методов — имитативного и игрового.
Наоборот, в разнообразных сочетаниях методов и принципов отбора,
подачи и отработки материала содержится большой потенциал для
формирования когнитивно-коммуникативных навыков и умений сту-
дентов технических вузов.
Рассмотрим на конкретном примере возможность сочетания ими-
тативного и когнитивно-коммуникативного методов при работе с
учебным текстом.
Тренировочное упражнение
Задание 1.
Прочитайте текст и дайте ему заглавие.
Задание 2.
Определите функционально-смысловой тип речи (описание,
повествование, рассуждение, доказательство).
Задание 3.
Определите, к какому стилю речи относится текст.
Еще в середине прошлого века в нашей стране ученые начали исследо-
вание такого сложного явления, как энергия взрыва. В частности, экспери-