Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

Е.В. Полтавец

6

уровень языковой подготовки каждого студента, преподаватель под-

бирает оптимальные варианты заданий, больше внимания уделяет

менее подготовленным: отвечает на вопросы, приводит необходимые

примеры, дополнительно разъясняет отдельные положения теорети-

ческого материала, приглашает к участию в обсуждении проблемно-

го вопроса или задания более сильных студентов и т. п.

Реализация принципа сознательной систематизации языкового

материала возможна при постоянном использовании на занятиях

комплексных упражнений разного вида: анализ фонемного или мор-

фемного состава слова, структуры словосочетания или предложения;

подстановка в предложение необходимого по смыслу слова или сло-

восочетания; замена речевой конструкции одного вида конструкцией

другого вида; дополнение предложений; анализ и структурирование

текста; выделение в тексте ключевых слов; фиксирование содержа-

ния текста в виде планов, конспектов, рефератов и т. п.

Эффективным средством ускорения процесса сознательной си-

стематизации является наглядность. Так, с помощью составления

схем, таблиц, рисунков, интеллект-карт (разновидность схемы, име-

ющая большое количество форм графического выражения) и т. п.

можно добиться ощутимых результатов в области анализа и система-

тизации языкового материала.

Известный ученый-сурдопедагог С.A. Зыков говорил, что ис-

пользование в процессе обучения разных видов речевой деятельно-

сти «…содействует развитию самостоятельности детей, повышает

сознательность усвоения учебного материала» [5].

К вышесказанному необходимо добавить, что использованию ко-

гнитивно-коммуникативного метода и соответствующих ему прин-

ципов на занятиях по русскому языку и культуре речи нисколько не

мешает использование других методов — имитативного и игрового.

Наоборот, в разнообразных сочетаниях методов и принципов отбора,

подачи и отработки материала содержится большой потенциал для

формирования когнитивно-коммуникативных навыков и умений сту-

дентов технических вузов.

Рассмотрим на конкретном примере возможность сочетания ими-

тативного и когнитивно-коммуникативного методов при работе с

учебным текстом.

Тренировочное упражнение

Задание 1.

Прочитайте текст и дайте ему заглавие.

Задание 2.

Определите функционально-смысловой тип речи (описание,

повествование, рассуждение, доказательство).

Задание 3.

Определите, к какому стилю речи относится текст.

Еще в середине прошлого века в нашей стране ученые начали исследо-

вание такого сложного явления, как энергия взрыва. В частности, экспери-