Е.В. Полтавец
2
Прежде всего, следует учесть тот факт, что нейрофизиологическая
основа любого навыка тесно связана с тонкой моторикой, необходи-
мой для изображения букв и знаков на письме. Но современный
школьник мало пишет что-либо от руки, он чаще пользуется клавиа-
турой компьютера. Имеются и другие причины. Так, например, уча-
щиеся мало читают, редко заучивают стихи и прозу наизусть, и
поэтому их речевая система не активизируется, а значит, труднее
усваиваются эталоны и нормы образцовой речи. А недостаточная
сформированность речевых навыков, в свою очередь, приводит к
ограничению развития воображения, эмоционального восприятия,
мышления, внимания, а также долговременной речевой памяти. Все
вышеперечисленные факторы являются причиной недостаточного
развития когнитивно-коммуникативных умений школьника находить
правильные лексические и грамматические формы при формулиро-
вании мысли, соблюдать лексические, орфографические, пунктуаци-
онные нормы при создании текста, логично и последовательно изла-
гать мысль устно и письменно. Из сказанного можно сделать вывод о
том, что радикально изменившиеся условия жизни требуют от педа-
гогики разработки и применения новых стратегий обучения как
школьников, так и студентов.
В этой связи необходимо вспомнить, какое место в процессе обу-
чающей деятельности занимает методика как наука, исследующая
цели, содержание, средства, методы, организационные формы, а так-
же способы обучения и воспитания, в частности, на материале изуча-
емого языка. Прежде всего, нужно сказать о том, что основой любой
методики является психология. Именно поэтому при формировании
языковой компетенции учащихся необходимо учитывать психологи-
ческие закономерности усвоения воспринимаемой информации:
1)
движение от внешнего действия к внутреннему (т. е. от мате-
риального, практического – к умственному, мыслительному);
2)
переход от сознательной отработки отдельных действий или
операций к общей системе деятельности — постепенная автоматиза-
ция действий.
Понятно, что никакие действия не осуществляются сами по себе,
для их начала нужны определенные условия. Такими условиями яв-
ляются цели и мотивы. При этом цель рассматривается как стремле-
ние к достижению желаемого результата, а мотив — это конкретная
причина, побуждающая субъект к действию. Далее нужно учитывать,
что в качестве единицы деятельности выступает акт деятельности,
начинающийся в момент появления цели, соответствующей мотиву, а
завершающийся в момент достижения цели.
В определенном смысле, вся жизнь человека — это сложная мо-
дификация разнообразных актов деятельности. При этом следует