Актуальные задачи методики преподавания русского языка и культуры речи…
5
димо вспомнить о том, что по причине ограниченных возможностей
здоровья именно для данной категории студентов характерно отсут-
ствие четко сформированных речевых компетенций. Главными недо-
статками речевой деятельности студентов, имеющих ограничения по
слуху, являются:
1)
низкий уровень разборчивости устной речи;
2)
монотонность интонаций, замедленный темп речи, в некото-
рых случаях нарушение слитности произношения, отсутствие пра-
вильного ритма;
3)
слабо сформированные навыки синхронизации отдельных
действий (например, конспектирования звучащей речи);
4)
затрудненное понимание значения морфем, смысла слов, сло-
восочетаний, фраз, микротекстов, текстов (особенно на слух);
5)
ограниченный словарный запас;
6)
часто встречающееся «фонетическое письмо» (написание слов
без соблюдения грамматических норм);
7)
недостаточность навыков правильного построения словосоче-
таний, предложений, фраз, микротекстов, текстов и т. п. [4].
Таким образом, следуя требованиям коррекционной педагогики и
учитывая уровень языковой подготовки студентов, имеющих ограниче-
ния по слуху, преподаватель предмета «Русский язык и культура речи»,
в первую очередь, должен обеспечить четкую организацию учебного
процесса, т. е. реализацию принципа коллективности, а также принципа
развивающего обучения. Эта задача выполняется путем создания необ-
ходимых дидактических материалов: учебного пособия, тестовых зада-
ний, проверочных, контрольных, зачетных работ и учебных программ,
описывающих содержание занятий, виды контрольных мероприятий, а
также систему оценок учебной деятельности студентов. Наличие необ-
ходимых учебных материалов позволяет наладить четкую совместную
работу на занятиях, а цикличное распределение материала с учетом воз-
растающей степени сложности тренировочных упражнений обеспечи-
вает реализацию принципа развивающего обучения.
Принципы активности, проблемности и мотивированности, тесно
связанные между собой функционально, могут реализовываться при
выполнении обычных тренировочных упражнений, но с дополни-
тельным компонентом соревнования (игры) при работе в парах или
группах (например, кто быстрее составит 10 предложений с фразео-
логическими оборотами или найдет в упражнении контекстные си-
нонимы и т. п.). Однако особенно эффективно данные принципы реа-
лизуются при подготовке студентов к тематическому вечеру, науч-
ной конференции и другим видам совместной деятельности.
Принцип индивидуальности реализуется при проведении не
только семинарских занятий, но и контрольных мероприятий. Зная