Previous Page  5 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 10 Next Page
Page Background

Актуальные задачи методики преподавания русского языка и культуры речи…

5

димо вспомнить о том, что по причине ограниченных возможностей

здоровья именно для данной категории студентов характерно отсут-

ствие четко сформированных речевых компетенций. Главными недо-

статками речевой деятельности студентов, имеющих ограничения по

слуху, являются:

1)

низкий уровень разборчивости устной речи;

2)

монотонность интонаций, замедленный темп речи, в некото-

рых случаях нарушение слитности произношения, отсутствие пра-

вильного ритма;

3)

слабо сформированные навыки синхронизации отдельных

действий (например, конспектирования звучащей речи);

4)

затрудненное понимание значения морфем, смысла слов, сло-

восочетаний, фраз, микротекстов, текстов (особенно на слух);

5)

ограниченный словарный запас;

6)

часто встречающееся «фонетическое письмо» (написание слов

без соблюдения грамматических норм);

7)

недостаточность навыков правильного построения словосоче-

таний, предложений, фраз, микротекстов, текстов и т. п. [4].

Таким образом, следуя требованиям коррекционной педагогики и

учитывая уровень языковой подготовки студентов, имеющих ограниче-

ния по слуху, преподаватель предмета «Русский язык и культура речи»,

в первую очередь, должен обеспечить четкую организацию учебного

процесса, т. е. реализацию принципа коллективности, а также принципа

развивающего обучения. Эта задача выполняется путем создания необ-

ходимых дидактических материалов: учебного пособия, тестовых зада-

ний, проверочных, контрольных, зачетных работ и учебных программ,

описывающих содержание занятий, виды контрольных мероприятий, а

также систему оценок учебной деятельности студентов. Наличие необ-

ходимых учебных материалов позволяет наладить четкую совместную

работу на занятиях, а цикличное распределение материала с учетом воз-

растающей степени сложности тренировочных упражнений обеспечи-

вает реализацию принципа развивающего обучения.

Принципы активности, проблемности и мотивированности, тесно

связанные между собой функционально, могут реализовываться при

выполнении обычных тренировочных упражнений, но с дополни-

тельным компонентом соревнования (игры) при работе в парах или

группах (например, кто быстрее составит 10 предложений с фразео-

логическими оборотами или найдет в упражнении контекстные си-

нонимы и т. п.). Однако особенно эффективно данные принципы реа-

лизуются при подготовке студентов к тематическому вечеру, науч-

ной конференции и другим видам совместной деятельности.

Принцип индивидуальности реализуется при проведении не

только семинарских занятий, но и контрольных мероприятий. Зная