1
УДК 808.2.378.02
Актуальные задачи методики преподавания русского
языка и культуры речи в техническом вузе
© Е.В. Полтавец
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье
з
атрагиваются вопросы о выборе методов и принципов
обучения
русскому языку и культуре речи на примере студентов технического вуза,
имеющих
ограничения здоровья по слуху. Читателя информируют
о том, что
применение различных приемов отбора, подачи и отработки материала
значительно расширяет возможности формирования речевых навыков и умений
учащихся.
Ключевые слова:
дидактика, когнитивно-коммуникативные умения, методика,
речевая деятельность, психология.
В настоящее время, когда с каждым днем увеличивается количе-
ство информации и все более реальной становится проблема коммер-
ческого потребления знаний, перед педагогикой стоит сложная зада-
ча создания условий для творческого подхода к процессу обучения и
воспитания целостной, гармонически развитой личности, обладаю-
щей подлинными знаниями и умениями, в частности, в области рече-
вой коммуникации.
Как показывает опыт, особенно актуальна эта задача для техни-
ческих вузов, так как многие студенты, не получив в средней школе
достаточной языковой подготовки, испытывают существенные труд-
ности при оформлении письменных работ: не владеют навыками
конспектирования и реферирования, зачастую не знакомы с функци-
ональными стилями речи и могут, например, в конце учебного рефе-
рата написать: «Заранее благодарен вам за внимание, проявленное к
моей работе».
Не лучше обстоят дела и с устной речью. Широко распростра-
ненное на данный момент «клиповое мышление» не позволяет сту-
дентам на семинарах, зачетах и экзаменах дать развернутый, логич-
ный, удовлетворяющий требованиям научной речи ответ. Привыкнув
к выполнению компьютерных команд, они ждут стимулирующих во-
просов от преподавателя.
Известный ученый-методист О.А. Скрябина одной из главных
причин недостаточной языковой подготовки студентов считает «от-
сутствие системного речевого мышление» [1]. С этим мнением нель-
зя не согласиться, если коснуться причин несформированности проч-
ных навыков устной и письменной речи учащихся старших классов.