1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

1

УДК 808.2.378.02

Актуальные задачи методики преподавания русского

языка и культуры речи в техническом вузе

© Е.В. Полтавец

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье

з

атрагиваются вопросы о выборе методов и принципов

обучения

русскому языку и культуре речи на примере студентов технического вуза,

имеющих

ограничения здоровья по слуху. Читателя информируют

о том, что

применение различных приемов отбора, подачи и отработки материала

значительно расширяет возможности формирования речевых навыков и умений

учащихся.

Ключевые слова:

дидактика, когнитивно-коммуникативные умения, методика,

речевая деятельность, психология.

В настоящее время, когда с каждым днем увеличивается количе-

ство информации и все более реальной становится проблема коммер-

ческого потребления знаний, перед педагогикой стоит сложная зада-

ча создания условий для творческого подхода к процессу обучения и

воспитания целостной, гармонически развитой личности, обладаю-

щей подлинными знаниями и умениями, в частности, в области рече-

вой коммуникации.

Как показывает опыт, особенно актуальна эта задача для техни-

ческих вузов, так как многие студенты, не получив в средней школе

достаточной языковой подготовки, испытывают существенные труд-

ности при оформлении письменных работ: не владеют навыками

конспектирования и реферирования, зачастую не знакомы с функци-

ональными стилями речи и могут, например, в конце учебного рефе-

рата написать: «Заранее благодарен вам за внимание, проявленное к

моей работе».

Не лучше обстоят дела и с устной речью. Широко распростра-

ненное на данный момент «клиповое мышление» не позволяет сту-

дентам на семинарах, зачетах и экзаменах дать развернутый, логич-

ный, удовлетворяющий требованиям научной речи ответ. Привыкнув

к выполнению компьютерных команд, они ждут стимулирующих во-

просов от преподавателя.

Известный ученый-методист О.А. Скрябина одной из главных

причин недостаточной языковой подготовки студентов считает «от-

сутствие системного речевого мышление» [1]. С этим мнением нель-

зя не согласиться, если коснуться причин несформированности проч-

ных навыков устной и письменной речи учащихся старших классов.