Человек в философском дискурсе: к истории идей
7
категорией “метрополитен”» [14, с. 48]. М. Фуко в своих работах
проанализировал то, что он определил как движение логоса, возвы-
шающего единичности до уровня понятий. Свой вклад вносят также
ироничные вопросы Сартра относительно достоинства мыслящего
тростника, достижений гуманизма и научного знания, соседствующе-
го с неведомыми прошлым векам сомнениями, выраженными в
утвердительной форме, относительно того, что, возможно, все науч-
ное знание — это всего лишь частная гипотеза, способ обобщить не-
кую совокупность сведений, при том, что доказать вообще ничего
невозможно. С этих позиций рационалистическая философия (осо-
бенно самых ярких ее представителей) подверглась серьезной крити-
ке. У Шестова читаем: «Философия… Гегеля есть грубая и вредная
фальсификация жизни», ибо дерзновение «не случайный грех чело-
века, а его великая правда» [2, с. 250]. Исходя из сказанного, он за-
ключает, что в короткой фразе Паскаля больше прозрения, чем в тол-
стых томах Гегеля.
Разработка систем философских категорий до второй половины
XIX в. шла преимущественно под знаком веры в неограниченную си-
лу человеческого разума. Идеалы могущества разума, ничем не огра-
ниченной рациональной деятельности человека, так или иначе, прямо
или косвенно «присутствуют» на столбовой дороге развития фило-
софской мысли. И сама философия развивалась в пространстве, в ко-
тором рациональные критерии были господствующими.
Так, обращение к диалогу Платона «Федон» позволяет кое-что
уточнить в имеющей место проблеме. В частности, в уста Сократа
Платон вкладывает следующее суждение: «В молодые годы, — рас-
суждает Сократ, — у меня была настоящая страсть к тому виду муд-
рости, который называется познанием природы. Мне представлялось
удивительным и необыкновенным знать причину каждого явления —
почему что рождается, и почему погибает, и почему существует» [14,
с. 96]. Но что же в результате? «Я, — говорит Сократ, — окончатель-
но ослеп и разучился даже тому, что знал» [14, с. 96].
Что могут означать эти слова? Возможно то, что наиболее ярко в
ХХ в. выразил К. Поппер: в любой момент времени наше незнание
всегда неизмеримо больше нашего знания, что, собственно, и порож-
дает всевозможные проблемы, как научные, так и повседневные. Сам
же поиск знания всегда плодотворен: в «Государстве» Платон под-
черкивает, что «…в науках очищается и вновь оживает некое орудие
души каждого человека, другие занятия губят и делают слепым, а меж-
ду тем сохранить его в целостности более ценно, чем иметь тысячу глаз,
ведь только при его помощи можно увидеть истину» [15, с. 338]. Одна-
ко в свое время философия развивалась в пространстве, где господ-
ствуют рациональные критерии. Ницше заметил, что начало филосо-