Г.В. Черногорцева
10
всем известные алгоритмы для решения индивидуальных жизненных
задач, — нет, истина посещает человека внезапно, как мгновенное
озарение, как вспышка молнии. Тут напрашивается прямая аналогия
с Н.А. Бердяевым, который испытывал наибольший интерес к такой
проблеме, как «судьба субъекта, в котором трепещет Вселенная,
смысл существования субъекта, который есть микрокосм» [18, с.
105], а также Шестовым, утверждавшим в работе «Добро в учении
Толстого и Ницше», что самые трудноразрешимые проблемы, вклю-
чая драматические и трагические, проистекают из того, что власть
определять пределы возможного целиком захвачена разумом. Рас-
суждая о пределах возможного, Вяч. Иванов говорит о своеобразной
гносеологии Ницше, согласно которой истинно то, что усиливает
жизнь, всякая другая истина есть ложь.
Согласно замечанию Делёза, «Кант живо предчувствовал… поня-
тия, причастные фантастике, воображению, несводимые к универ-
сальности» [1, с. 342], что не помешало ему разработать учение о
практическом разуме как средстве и руководстве для успешного ре-
шения вопросов преходящего существования, земного устроения че-
ловека, максимально полного удовлетворения его интересов.
Таким образом, если для Протагора человек был мерой всех ве-
щей в смысле его соизмерения со всегда ограниченным кругом непо-
таенного (Хайдеггер), то в современной философии мерой человека
становится сама его безмерность, которая предстает в смысле наме-
рения человека обеспечить себе возможности для безграничной реа-
лизации своих творческих устремлений, прежде всего и главным
образом для обеспечения самому себе возможности удостоверения в
своем существовании. Человек, соответственно, есть самодостаточ-
ное основание для всего сущего в мире. По отношению к нему все
сущее представлено в виде предметов, вещей, сам же он, по отноше-
нию к ним, есть преданность, субъект и как таковой есть нечто скры-
тое, удостоверяющее само себя, живущее в изменяющемся мире, где
результат действий не предопределен, поэтому существенное значе-
ние приобретает синергия как содеятельность, когда объединены по-
знающий и познаваемое при соблюдении самостоятельности каждой
из сторон, без растворения друг в друге этих сущностей или энергий.
Однако в любом случае мир, рисуемый современной наукой и совре-
менной философией, оказывается миром отношений, события же от-
ношений множатся, рассеиваются, усложняются, модифицируются,
разветвляются.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Делёз Ж.
Различие и повторение
. Санкт-Петербург, Петрополис, 1998,
384 с.