Background Image
Previous Page  4 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 13 Next Page
Page Background

Г.В. Черногорцева

4

чайно востребованным. Отсюда понятна приверженность рационали-

стической философии к устойчивой системе категорий, к тому же из-

бавляющей от страха новизны, коим К.-Г. Юнг объясняет хорошо

известное обстоятельство, когда многие пионеры философии, науки,

литературы были «жертвами врожденного консерватизма своих со-

временников» [5, с. 362].

Особенно ярко это обстоятельство демонстрируют состояние и

перспективы развития философского знания в течение и на исходе

прошлого века и начале века нынешнего при наличии весьма веских

оснований для утверждения относительно дальнейшего развития и

укрепления тенденции к многообразию подходов в зависимости от

смыслообразующей парадигмы самого типа философствования.

Как отмечалось на Втором конгрессе российских философов

(Екатеринбург, 1999), «сохранение в современной культуре идеала

единой истины опасно претензией на монополию» [6, с. 148].

Дискуссия, пробивающая все более серьезную трещину, вносит

по меньшей мере смятение в мощные, монолитные рационалистиче-

ские ряды уже в силу стремления увязать когнитивные процессы и их

результаты с судьбой человека [6, с. 144], в ином случае, как пишет

М. Хайдеггер в работе «Что такое метафизика?», пресловутые «трез-

вость и всесилие науки обращаются в насмешку» [7, с. 26], ибо ни

при каких обстоятельствах не существует априорных данных, гото-

вых объяснений жизни человека и его сущности, более того, в такого

рода случаях, как говорит Ницше, мы наблюдаем «ум безнадежно

бессильный» [3, с. 38], ибо наука имеет дело с проблемами вне кон-

текста жизненных реалий конкретных людей, жизненные тропы и

перипетии жизни человека ей неведомы. К тому же, как подметил

С. Кьеркегор, научные знания «не требуют той осторожности, какая

нужна в обычной жизни» [8, с. 118]. Да и любое понятие всегда пра-

вомерно лишь в границах совершенно конкретной области знания, и

только в ней, но какой отрасли знания по силам проблема человека?

Жизнь и судьба человека всегда требуют многозначного истолко-

вания, наверное, именно поэтому герой «Тошноты», именованный

Ж.-П. Сартром Самоучкой, вопрошает — возможно, представляя

здравый смысл: «Как вы можете обездвижить человека и сказать о

нем: он являет собой то-то и то-то? Кому под силу исчерпать челове-

ка? Кому под силу познать все его душевные богатства?» [9, с. 148].

Возможно, Кьеркегор был в числе первых, обозначивших и проана-

лизировавших несоответствие, несоразмерность знания и жизненного

мира человека как его существования. В работе «Страх и трепет» он

предостерегает, говоря, что существует знание, которое стремится

ввести в мир духа все тот же закон безразличия, соответственно ко-

торому воздыхает весь внешний мир.