Г.В. Черногорцева
2
Характерная черта рационализма — поиск единого начала, еди-
ной причины сущего, единого источника бытия. С античных времен
философия стремилась к пониманию сущего как единого, полагая,
что достижению этой цели способствует всё — и мифология, и зна-
ния, и художественное творчество. Ж. Делёз видит несколько глав-
ных моментов в разработке проблемы однозначности бытия. Одной
из ключевых в этом плане является философия Дунса Скотта, кото-
рый мыслит бытие как нейтральное, безразличное к конечному и
бесконечному, особенному и всеобщему, сотворенному и несотво-
ренному, различая бытие среди переплетений всеобщего и особенно-
го и под ними. При этом он допускает: во-первых, формальное раз-
личение, т. е. то, которое устанавливается между сущностями и
смыслами, способными допустить существование единства субъекта,
к которому их относят; во-вторых, модальное различение между бы-
тием и атрибутами, с одной стороны, и интенсивными вариациями,
на которые они способны, с другой.
Следующий важный момент связан с учением Б. Спинозы, который
превращает бытие в объект чистого утверждения. В данном случае од-
нозначное бытие совпадает с субстанцией — уникальной, универсаль-
ной и бесконечной. Тем самым подчеркивается, что реальные различия
могут быть только формальными, т. е. качественными или сущностны-
ми, а это значит, что, начиная со Спинозы, однозначное бытие перестает
быть нейтральным, оно становится выразительным благодаря разли-
чиям.
Коперниканская революция открывает различию возможность об-
ретения собственного понятия вместо удерживания его под властью
понятия вообще. Поэтому вечное возвращение Ф. Ницше не может
означать буквальный возврат: это бытие, но только бытие становле-
ния, в процессе которого создается единственное одинаково становя-
щееся. Возврат, становление, тождество самого становления — это
тождество различия, приобщающееся к различному, кружащее вокруг
различия, такое тождество определяется как повторение.
Мыслить одинаково, исходя из различного, — вот в чем состоит
повторение в вечном возвращении. Возвращается не все, а только то,
что чрезвычайно, чрезмерно, что переходит в другое и становится
тождественным, выражая общее бытие всех метаморфоз, меру и об-
щее бытие всего чрезвычайного, становящегося одинаковым, вопло-
щаясь в равном и общем Бытии, фундаментальной характеристикой
которого является его неисчерпаемость. Такое бытие — равенство
всего неравного, сумевшего полностью реализовать свое неравен-
ство. Бытие говорит о себе в одном единственном смысле, но это
смысл вечного возвращения, как производство повторения исходя из
различия и отбор различия исходя из повторения [1, с. 58–62].