1
УДК 304.2
Категории философии и науки
в постижении мира и человека
© Г.В. Черногорцева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье выявлено значение категорий в развитии научного познания и философ-
ских представлений о назначении человека и смысле его жизни. Показан механизм
развития философии как осмысляющего раздумья в тесной связи с углублением
научных представлений о мире. Автор утверждает, что сегодня философия и
наука достигают все более глубокого знания о человеке как субъекте всех суще-
ствующих в мире отношений.
Ключевые слова:
человек, общество, наука, философия, рационализм, истина,
мир, категории, познание, бытие
.
В современной философии утвердилось мнение о том, что ее
субъектом и высшим объектом является конкретный человек из пло-
ти и крови. Все более глубокому постижению человека и мира, в
котором он живет, способствуют категории философии и науки. Тра-
диционно категории — это предельно общие, фундаментальные
понятия, своего рода формы осознания многообразных способов от-
ношения человека к миру. Согласно Н.А. Бердяеву, наука есть позна-
ние необходимости, исходящее из мировой данности, что вполне
согласуется с определением О. Шпенглером познания как рода со-
прикосновения.
Проблема категорий как проблема возможности, обоснования и
содержания достигнутого человечеством научного знания всегда бы-
ла предметом пристального внимания при весьма различной интер-
претации их разными философскими школами и направлениями,
преимущественно рационалистическими. В философии Платона от-
дельное, различное, единичное, особенное подчинено вечно суще-
ствующим силам одинакового, инвариантного, вечным идеям, эйдо-
сам, т. е. Платон отграничивает вечное, не имеющее возникновения
бытие от вечно возникающего, но никогда не становящегося сущего.
Позже, у Аристотеля, которого Фома Аквинский именовал просто
Философом, подчеркивая тем самым его роль законодателя мысли,
появляется идея воспроизведения и как результат — система катего-
рий. Плотин полагал, что изменяющееся не обладает статусом суще-
ствования, ибо это нечто непрочное, неуловимое, существует же
только постоянное, неизменное, а разум — это и законодатель, и тво-
рец, его истина — всегда истина необходимости.