Background Image
 1 / 13 Next Page
Information
Show Menu
1 / 13 Next Page
Page Background

1

УДК 304.2

Категории философии и науки

в постижении мира и человека

© Г.В. Черногорцева

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье выявлено значение категорий в развитии научного познания и философ-

ских представлений о назначении человека и смысле его жизни. Показан механизм

развития философии как осмысляющего раздумья в тесной связи с углублением

научных представлений о мире. Автор утверждает, что сегодня философия и

наука достигают все более глубокого знания о человеке как субъекте всех суще-

ствующих в мире отношений.

Ключевые слова:

человек, общество, наука, философия, рационализм, истина,

мир, категории, познание, бытие

.

В современной философии утвердилось мнение о том, что ее

субъектом и высшим объектом является конкретный человек из пло-

ти и крови. Все более глубокому постижению человека и мира, в

котором он живет, способствуют категории философии и науки. Тра-

диционно категории — это предельно общие, фундаментальные

понятия, своего рода формы осознания многообразных способов от-

ношения человека к миру. Согласно Н.А. Бердяеву, наука есть позна-

ние необходимости, исходящее из мировой данности, что вполне

согласуется с определением О. Шпенглером познания как рода со-

прикосновения.

Проблема категорий как проблема возможности, обоснования и

содержания достигнутого человечеством научного знания всегда бы-

ла предметом пристального внимания при весьма различной интер-

претации их разными философскими школами и направлениями,

преимущественно рационалистическими. В философии Платона от-

дельное, различное, единичное, особенное подчинено вечно суще-

ствующим силам одинакового, инвариантного, вечным идеям, эйдо-

сам, т. е. Платон отграничивает вечное, не имеющее возникновения

бытие от вечно возникающего, но никогда не становящегося сущего.

Позже, у Аристотеля, которого Фома Аквинский именовал просто

Философом, подчеркивая тем самым его роль законодателя мысли,

появляется идея воспроизведения и как результат — система катего-

рий. Плотин полагал, что изменяющееся не обладает статусом суще-

ствования, ибо это нечто непрочное, неуловимое, существует же

только постоянное, неизменное, а разум — это и законодатель, и тво-

рец, его истина — всегда истина необходимости.