Особенности построения учебных программ…
5
Во-вторых, с учетом различий студентов по исходному уровню
владения русским языком программа была создана так, что преду-
сматривала возможность ее освоения в двух вариантах.
1. Основной уровень (итоговое владение) — в диапазоне от В1+
до В1++.
2. Продвинутый уровень (итоговое владение) — В2+.
При буквенном обозначении уровня (в соответствии с общеевро-
пейской шкалой уровней владения иностранными языками) в про-
грамме используются знаки «+» и «++», которые показывают, что
студент уже достиг определенного уровня, например В1, но продол-
жает изучать русский язык в течение некоторого времени, недоста-
точного, однако, для достижения следующего, более высокого уров-
ня, например В2.
Основной уровень реализуется на двух ступенях. Студенты пер-
вой ступени в ходе изучения русского языка по 10-месячной про-
грамме достигают итогового уровня В1+, а на второй ступени —
уровня В1++. Студенты продвинутого уровня достигают по оконча-
нии 10-месячного курса уровня В2+.
В-третьих, с учетом указанных различий по времени, которым
студенты располагали для обучения, было предусмотрено некое
обособление части программы, по которой студенты учились в
первом семестре. Освоение этой (первой) части программы обеспе-
чивало коммуникативную компетентность студентов на нормативно
установленном уровне, что давало им возможность сдать экзамены и
получить соответствующий сертификат. Это фактически позволяет
рассматривать данную часть как завершенную программу освоения
русского языка, вложенную в полную программу, рассчитанную на
10-месячный срок освоения (два семестра) (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Варианты реализации программы
Название
уровня
Уровень владения русским языком
исходный
в конце
I семестра
в начале
II семестра
в конце
II семестра
Основной
(первая ступень)
0
А1
А1
А2
А2
В1
В1
В1+
Основной
(вторая ступень)
А1
А2
А2
А2+
А2+
В1
В1
В1++
Продвинутый
А2
В1
В1
В1+
В1+
В2
В2
В2+