Особенности построения учебных программ…
3
для программного обеспечения ДО положений, которые прежде все-
го касаются разработки соответствующих программ в сфере освое-
ния русского языка.
1. Качество дополнительного образования есть комплексная ха-
рактеристика соответствия образовательной деятельности и его ко-
нечных результатов запросам и возможностям лиц, в интересах ко-
торых она ведется.
Следствие 1.1
. Характер содержания и планируемые результаты
программы дополнительного образования должны устанавливаться
на базе унифицированной методики анализа запросов (ожиданий)
лиц, желающих по освоении программы приобрести дополнительную
компетенцию в соответствующей области.
Следствие 1.2.
Различия контингентов студентов по начальному
уровню владения русским языком и планируемому времени обучения
должны предусматривать возможность реализации программы в не-
скольких вариантах.
2. Образовательные программы ДО должны проектироваться как
часть системы непрерывного образования и развития личности.
Следствие 2.1.
Одной из педагогических задач реализации любой
программы ДО должна
стать задача формирования у слушателя
стремления продолжить обучение, повысить уровень своих знаний,
навыков и умений в данной области.
Следствие 2.2.
Программы ДО, так же как и основные образова-
тельные программы по одному и тому же направлению подготовки,
различающиеся уровнем планируемых результатов их освоения,
должны обладать свойством преемственности.
Преемственность программ предполагает, что смежные про-
граммы различного уровня должны проектироваться как бы вложен-
ными друг в друга («принцип матрешки»). В этом случае программа
любого уровня (кроме высшего) может рассматриваться как начальная
часть программы следующего, более высокого уровня, не теряя при
этом своего самостоятельного значения (как уже отмечалось, необхо-
димость преемственности
основных
образовательных программ за-
креплена п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Россий-
ской Федерации»).
3.
Разработчики образовательных программ ДО должны в каче-
стве информационной модели использовать родственные по направле-
нию основные образовательные программы, созданные в соответствии
с ФГОС ВПО.
На основе предложенной концепции на кафедре практики рус-
ского языка как иностранного (РКИ) Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина
была создана программа практического курса русского языка, пред-
назначенная для удовлетворения образовательных потребностей ино-
странных учащихся в освоении русского языка.