1
УДК 37.02
Особенности построения учебных программ в системе
дополнительного образования как части программного
обеспечения единого образовательного пространства
© Е.Ю. Красникова
Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, Москва,
117485,
Россия
В статье решается задача достижения единства программного обеспечения
профессионального и дополнительного образования, которая является частью
проблемы развития системы непрерывного образования, обеспечения единства
образовательного пространства России. Анализируются особенности создания
учебных программ дополнительного образования как части программного обес-
печения единого образовательного пространства. Выдвинуты положения, реали-
зация которых позволит придать концептуальную общность программам основ-
ного и дополнительного образования. Показана возможность реализации этих
положений на примере разработки дополнительной образовательной программы
обучения иностранных студентов русскому языку.
Ключевые слова:
непрерывное образование, дополнительное образование, учебные
программы, единое образовательное пространство, программа практического
курса русского языка.
В последние десятилетия система дополнительного образования
(ДО), предоставляющая каждому человеку возможность постоянного
интеллектуального и духовного развития, играет все большую роль
в формировании единого образовательного пространства России и
придании непрерывности процессу образования в течение всей жизни
человека. В некоторых исследованиях обоснованы условия, обеспечи-
вающие именно такую направленность развития системы ДО [1, 2].
Однако существуют факторы тормозящие подобное развитие. «Для
дополнительного образования, — отмечается в Концепции Федераль-
ной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг., — ха-
рактерны отраслевая раздробленность, отсутствие устойчивых прямых
и обратных связей с производством и сферой потребления» [3]. Не
существует единого подхода к программному обеспечению общего,
профессионального и дополнительного образования. Даже в сообще-
стве организаций, осуществляющих образовательную деятельность в
системе ДО, нет на сегодня общепризнанной позиции по отноше-
нию к определению структуры соответствующих программ, спосо-
бов и форм представления содержания, описания требований к
результатам его освоения.