Е.Ю. Красникова
4
На этапе, предваряющем создание программы, были проведены
опросы иностранных граждан, пожелавших приехать в наш инсти-
тут для получения дополнительного образования в области русского
языка. Для нас было необходимо (в соответствии с первым положе-
нием) понять, какие новые возможности они хотят приобрести:
прямое общение с россиянами, возможность лучше узнать нашу
страну, ее культуру;
временную работу в России и/или повышение своих шансов
для получения работы в своей стране (в отраслях бизнеса, ориенти-
рованного на Россию);
продолжение своего обучения в рамках системы дополнитель-
ного образования;
профессиональную подготовку в российском вузе;
временный вид на жительство (беженцы, вынужденные пересе-
ленцы и т. п.);
вид на постоянное жительство и впоследствии российское
гражданство.
Итог проведенных опросов следующий: наш контингент — это в
основном молодые люди из стран Европы и Азии, любознательные,
благожелательно относящиеся к нашей стране, стремящиеся овладеть
русским языком для того, чтобы лучше узнать нашу страну, нашу
культуру, обрести новых друзей. Многие из них стремятся на осно-
ве приобретенных знаний сдать экзамены и получить соответствую-
щий государственный сертификат об уровне владения русским язы-
ком, что повлияет на их трудоустройство и карьерный рост.
Но наряду с общностью социально-этических целей эти будущие
студенты имели и различия — по «входному» уровню владения рус-
ским языком (от нулевого до А2), по временн
û
м ресурсам, которыми
они располагали для достижения поставленных целей (от 5 до 10 ме-
сяцев), а также по менталитету, определяемому их национальной
принадлежностью.
С учетом полученных результатов в соответствии с первым и
вторым концептуальными положениями, была проделана следующая
работа по созданию программы.
Во-первых, были определены особенности содержания про-
граммы:
преобладание проблемно-речевых и творческих упражнений и
заданий над чисто лингвистическими;
развитие собственно коммуникативных и социокультурных
умений в соответствии с принятыми в странах изучаемого языка
нормами социально приемлемого общения;
формирование психологической готовности к реальному ино-
язычному общению в различных ситуациях.