Е.Ю. Красникова
2
Все вышесказанное определяет насущную необходимость сбли-
зить позиции создателей образовательных программ и, как следствие,
гарантировать целостность программного обеспечения всего образо-
вательного пространства. На поиск решения этой задачи и направле-
на данная статья.
Представляется целесообразным в первую очередь рассмотреть
существующие особенности, различия в построении основных и до-
полнительных образовательных программ.
Согласно статьям 11 и 12 Федерального закона РФ от 29 декаб-
ря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4],
создатели основных образовательных программ разрабатывают их в
соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами (ФГОС), которые включают в себя требования к струк-
туре, объему, условиям реализации и результатам освоения основ-
ных образовательных программ. При этом устанавливается, что
ФГОС должны обеспечивать единство образовательного простран-
ства Российской Федерации и преемственность основных образова-
тельных программ.
В ином положении оказываются создатели образовательных про-
грамм ДО, поскольку для них (за исключением предпрофессиональ-
ных) федеральные государственные образовательные стандарты не
устанавливаются. Отсутствуют и примерные образовательные про-
граммы, содержащие образцы рабочих программ учебных дисциплин.
Кроме того, как показывают исследования, «не существует описаний
требований (условий), которые определяют, каким образом будут обес-
печены неразрывность и последующая сохранность непрерывного обра-
зовательного процесса при переходе человека от институционального
образования к профессиональной деятельности» [1, с. 23].
Таким образом, складывается ситуация, при которой движение к
единству образовательного пространства и непрерывности процесса
развития личности не поддерживается общностью информационной
модели отображения процесса обучения и его результатов с помощью
учебных программ (имеются в виду как целостные образовательные
программы, так и рабочие программы учебных курсов и дисциплин).
Возможность разрешения данного противоречия возникает при
обеспечении единого подхода к созданию программного обеспечения
непрерывной системы образования. Суть его заключается в постановке
и решении двух взаимосвязанных задач. Во-первых, предлагается сде-
лать программы ДО более соответствующими друг другу, поскольку
они являются элементами одного массива программного кластера, а во-
вторых, приблизить их по описанию образовательного процесса к
учебным программам общего и профессионального образования.
Способствовать решению указанных задач может, по нашему
мнению, реализация выдвинутых нами нескольких
концептуальных