Background Image
Previous Page  8 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 11 Next Page
Page Background

Е.К. Вдовина

8

является достаточно эффективным дополнительным средством осво-

ения академических языковых средств.

Концентрический характер овладения контентом и языком.

Характерной чертой интегрированного подхода является то, что все

этапы одновременного изучения очередной экономической темы и

языковых средств и речевых навыков (от рецептивных к продуктив-

ным) повторяются с первого занятия до последнего. Создаются усло-

вия для накопления личного опыта использования английского языка

как средства познания и академической коммуникации. И предмет-

ное знание, и набор языковых средств расширяются концентриче-

скими кругами, охватывая все новые явления, имеющие внутренние

связи с изученным ранее материалом.

Предметное знание увеличивается от занятия к занятию за счет

примерно одинаковых по объему концептуально-тематических еди-

ниц. Одновременно происходит еженедельное количественное при-

ращение новой терминологии (в среднем пять единиц плюс-минус

два ключевых термина). Что касается нетерминологической лексики,

то ее приращение обусловлено спецификой содержания текстов для

чтения и лекций. К примеру, для описания графиков привлекаются

глаголы с определенным предложным управлением, прилагательные

и наречия, обозначающие степень и темпы изменений и т. п. Повто-

ряемость ранее введенных языковых средств в новых контекстах бла-

готворно сказывается на языковых и речевых умениях.

Учебный цикл на базе одного текста и одной темы продолжается в

течение одного-двух занятий. Процесс изучения каждой очередной те-

мы/раздела дисциплины рассматривается как очередной этап конструи-

рования знания изучаемого контента с накоплением языкового и рече-

вого опыта. Приобретение и практическое использование языковых

средств для решения познавательных задач совпадают по времени, и

поэтому новые знания и умения актуализируются сейчас и здесь, а не в

неопределенном будущем [4].

Проблема жанровой ограниченности дисциплинарного контен-

та и языка.

Прагматическая направленность на формирование основ

языковых и речевых знаний и умений в условиях одного занятия в не-

делю приводит на первом этапе к сознательному ограничению жанров

изучаемых текстов материалами аутентичных экономических учебни-

ков. С одной стороны, это обеспечивает выработку полезных когнитив-

ных стереотипов и наращивание языкового и речевого потенциала в уз-

кой жанровой области. С другой стороны, это обедняет личный опыт

студента в области экономического дискурса. Поэтому получаемые

знания и умения могут рассматриваться лишь как базовые, требующие

развития на следующих этапах становления языка специальности.

Этот недостаток преодолевается при изучении в третьем и четвер-

том семестрах второй интегрированной дисциплины «Основы между-