1
УДК 378.147: 811.111’33
Предметно-языковая интеграция:
английский язык как дополнительный язык обучения
в неязыковом вузе
© Е.К. Вдовина
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,
Санкт-Петербург, 195251, Россия
Предметно-языковая интеграция как форма билингвального обучения предполага-
ет со-изучение неязыковой дисциплины и английского языка специальности. Уни-
кальность данного инновационного образовательного подхода заключается в том,
что изучение новой предметной области происходит не на иностранном языке, а
средствами и посредством иностранного языка. Это обусловливает специфику
лексико-грамматического компонента учебной программы.
Ключевые слова:
предметно-языковая интеграция, неязыковой вуз, неязыковая
учебная дисциплина, английский язык специальности.
Введение.
Развитие международного университетского сотруд-
ничества приводит к тому, что английский язык становится
де факто
дополнительным языком обучения. Уже с 3-го и 4-го семестра бака-
лавриата студенты имеют возможность участвовать в различных
формах академической мобильности при условии владения англий-
ским языком на уровне, достаточном для обучения по выбранному
научному направлению. В прагматическом плане «достаточность»
предполагает сформированные речевые навыки на уровне не ниже В2
(CEFR). Именно данное требование предъявляется принимающей
стороной к уровню владения английским языком студентами по об-
мену на один-два семестра.
Английский язык как дополнительный язык обучения.
Основ-
ные академические задачи предполагают чтение учебной и научной
литературы, слушание лекций, устные выступления с результатами
выполнения учебных и исследовательских заданий. Что касается навы-
ков академического письма, то, согласно многочисленным отчетам
студентов-экономистов, обучавшихся по программам обмена в евро-
пейских университетах, письменные работы ограничены по объему
(100–400 слов) и нацелены на краткое изложение изученного материала
и представление собственного мнения по изучаемым вопросам.
Значительные колебания в уровне владения общим (не специаль-
ным) английским языком выпускниками школ определяют масштабы
проблемы формирования базовых практических навыков по вышепе-
речисленным академическим аспектам у студентов неязыковых на-