Background Image
Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

Предметно-языковая интеграция: английский язык как дополнительный язык…

5

знавательных стратегий при работе с новым контентом и новыми

языковыми средствами представляется весьма затруднительным

держать в центре внимания все три группы слов одновременно. По-

этому на разных этапах «проникновения» в новый контент внимание

концентрируется сначала на ключевых терминах, а так называемые

«технические» лексемы (например, глаголы), оформляющие смыслы

текста, остаются на периферии внимания. Они выходят на первый

план, когда ключевые термины как вехи, тематически ограничиваю-

щие осваиваемое концептуальное поле, выявлены и необходимо их

логически «связать». И когда на следующем этапе уточняются логи-

ческие связи между всеми компонентами текста, на первый план вы-

ходит третья группа лексем (слова-связки).

Закрепление новой лексики происходит так же, минуя лексические

упражнения. Их место занимает графическая систематизация пред-

метного контента в виде концептуально-схематических планов (КСП),

которые студенты создают на основе анализа содержания каждого но-

вого текста. КСП представляет собой графическую блок-схему, вклю-

чающую все ключевые термины, причинно-следственные цепочки,

составленные из экономических аббревиатур, стрелок и других симво-

лов. КСП может также включать небольшие графики и уравнения, де-

монстрирующие концепции с помощью инструментов экономического

анализа. Более слабые в языковом плане студенты могут включать в

поле КСП новые глаголы. Анализ студенческих работ показывает, что

более сильные в языковом плане студенты отдают предпочтение ввод-

ным словам, отмечая их на полях КСП. Фиксируя на графической схе-

ме те лексические средства, которые представляются достаточными

для последующего формулирования изучаемого контента своими сло-

вами, студенты демонстрируют не только уровень понимания текста.

КСП используется ими в качестве визуальной опоры при устной ин-

терпретации контента как системного знания. В процессе работы над

КСП происходит освоение и первичное закрепление нового знания,

как предметного, так и лексического.

Особенности грамматического компонента в интегрирован-

ном курсе.

В традиционном учебнике для экономистов грамматиче-

ский компонент, как правило, выстраивается исходя из логики обуче-

ния языку как системе и включает практически все разделы граммати-

ки. Грамматические темы группируются по формальным признакам:

видо-временные формы глагола от простых к более сложным, артикль,

существительные, числительные, неличные формы глагола во всем

многообразии их форм и функций и т. д. Одним словом, грамматика

английского языка изучается как «основа понимания, воспроизведения

и создания высказывания на иностранном языке» [3].

В интегрированном курсе принцип построения грамматического

компонента программы подчинен, как мы уже отмечали выше, задаче

формирования языковых и речевых навыков при изучении конкрет-