Л.А. Иванова
4
и учащемуся необходимо понимать, что студент является не только
объектом, но и субъектом обучения и воспитания. Основы личностно-
деятельного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Вы-
готского, А.Н. Леонтьева, С.Д. Рубенштейна, Б.Т. Ананьева, где «лич-
ность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, фор-
мируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет
характер этой деятельности и общения» [5].
У каждого человека есть чувство собственной уникальности,
неповторимости. Конечно, самосознание зарождается только в про-
цессе взаимоотношений между людьми, профессиональной деятель-
ности, только в этом случае человек может регулировать свое пове-
дение и одновременно менять сложившиеся стереотипы в своей жиз-
ни и обществе. Такие компоненты, как процесс самопознания;
эмоциональная самооценка; процесс саморегулирования на основе
результатов самопознания и самооценки, являются неотъемлемой ча-
стью деятельности человека, который хочет повысить свою профес-
сиональную квалификацию для улучшения качества жизни и саморе-
ализации.
На этой основе формируется и эмоционально-ценностное отно-
шение личности к себе, т. е. самооценка, которая запускает механизм
саморегулирования, используя силу воли. Невозможно регулировать
свою деятельность без самооценки, которая включает в себя, самона-
блюдение, самоанализ и т. д.
Следующим этапом к самоусовершенствованию является разум-
ная деятельность человека по систематическому формированию у
себя положительных качеств и ограничению или устранению отрица-
тельных.
Основой этой деятельности является образование и самообразо-
вание, т. е. совершенствование имеющихся знаний, умений и навы-
ков. Таким образом, задачи, без решения которых невозможна эф-
фективная деятельность будущего специалиста, можно сформулиро-
вать следующим образом.
1. Оценка своих возможностей.
2. Постоянная коррекция своей деятельности, понимая, что рабо-
та по самосовершенствованию может быть эффективной, если она
будет упорядочена, подчинена определенным целям.
Рассмотрим качества, которые, на наш взгляд, необходимы совре-
менному специалисту, руководителю любого уровня и направления:
• хорошие знания в своей профессиональной области;
• коммуникативные навыки и умение работать в команде;
• креативность;
• организаторские способности и умение принимать решения;
• лидерские навыки;
• умение делегировать полномочия;