Background Image
Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Формирование индивидуальных целевых установок и процесс их реализации…

3

лать, я могу применить данные методы для решения более сложных

проблем. Человеку важно понять себя, осознать свои собственные

качества, свое «Я».

Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развива-

ются одновременно и взаимообусловлено. Наиболее обоснованной

концепцией зарождения самосознания представляется теория

И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания зало-

жены в «системных чувствованиях» [1]. По мере объединения ощу-

щений, получаемых извне, складывается представление о внешнем

мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаи-

модействие этих двух центров координации ощущений внешнего и

внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исход-

ную предпосылку способности человека осознавать себя, т. е. выде-

лять из внешнего мира.

Самосознание человека связано с ощущением своей единствен-

ности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во

времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом,

переживает настоящее, обладает планами на будущее.

Главная функция самосознания — сделать доступными для чело-

века мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять,

каков он есть на самом деле.

В настоящее время становится все более очевидным, что важ-

нейшей жизненной задачей каждого сознательного человека стано-

вится постоянное самосовершенствование, развитие своих личных и

профессиональных качеств. По словам известного ученого психолога

Ю.М. Орлова, «Процесс самосознания — это обыденная, повседнев-

ная деятельность, которая внешне не отличается от того, что мы де-

лаем сегодня и каждый день» [3].

Современная жизнь, неотъемлемыми признаками которой явля-

ется глобализация и бурное развитие науки и техники, ставит перед

человеком задачу «пожизненного обучения», особенно это касается

молодых людей, так как без постоянных усилий по самосовершен-

ствованию, непрерывности своего профессионального

роста невоз-

можно добиться успеха в любой области человеческой деятельности.

Самым ценным капиталом сегодня является умение управлять собой,

рационально использовать свой потенциал для достижения постав-

ленной цели, а не идти на поводу своих привычек, которые иногда

совсем не способствуют саморазвитию. Можно привести слова Пла-

тона: «Самая лучшая победа для человека — это покорить себя само-

го: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего» [4]. Нам

кажется, трудно не согласиться с этим высказыванием.

Значимость правильного самопознания своих способностей, объ-

ективной самооценки, умений пользоваться разнообразными техника-

ми саморегулирования трудно переоценить. Каждому преподавателю