Формирование индивидуальных целевых установок и процесс их реализации…
3
лать, я могу применить данные методы для решения более сложных
проблем. Человеку важно понять себя, осознать свои собственные
качества, свое «Я».
Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развива-
ются одновременно и взаимообусловлено. Наиболее обоснованной
концепцией зарождения самосознания представляется теория
И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания зало-
жены в «системных чувствованиях» [1]. По мере объединения ощу-
щений, получаемых извне, складывается представление о внешнем
мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаи-
модействие этих двух центров координации ощущений внешнего и
внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исход-
ную предпосылку способности человека осознавать себя, т. е. выде-
лять из внешнего мира.
Самосознание человека связано с ощущением своей единствен-
ности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во
времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом,
переживает настоящее, обладает планами на будущее.
Главная функция самосознания — сделать доступными для чело-
века мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять,
каков он есть на самом деле.
В настоящее время становится все более очевидным, что важ-
нейшей жизненной задачей каждого сознательного человека стано-
вится постоянное самосовершенствование, развитие своих личных и
профессиональных качеств. По словам известного ученого психолога
Ю.М. Орлова, «Процесс самосознания — это обыденная, повседнев-
ная деятельность, которая внешне не отличается от того, что мы де-
лаем сегодня и каждый день» [3].
Современная жизнь, неотъемлемыми признаками которой явля-
ется глобализация и бурное развитие науки и техники, ставит перед
человеком задачу «пожизненного обучения», особенно это касается
молодых людей, так как без постоянных усилий по самосовершен-
ствованию, непрерывности своего профессионального
роста невоз-
можно добиться успеха в любой области человеческой деятельности.
Самым ценным капиталом сегодня является умение управлять собой,
рационально использовать свой потенциал для достижения постав-
ленной цели, а не идти на поводу своих привычек, которые иногда
совсем не способствуют саморазвитию. Можно привести слова Пла-
тона: «Самая лучшая победа для человека — это покорить себя само-
го: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего» [4]. Нам
кажется, трудно не согласиться с этим высказыванием.
Значимость правильного самопознания своих способностей, объ-
ективной самооценки, умений пользоваться разнообразными техника-
ми саморегулирования трудно переоценить. Каждому преподавателю