Л.А. Иванова
2
тельной работе, конечно, под руководством преподавателя, причем эта
деятельность включает в себя не только аудиторный образовательный
процесс, но и огромную работу по развитию качеств, необходимых
для достижения цели. Какая цель может стоять перед молодым чело-
веком, который учится в университете? Многие ответят — получить
образование. Так ли это? Во-первых, сам посыл «получить» — уже
ошибочен. Чтобы стать образованным человеком нужно много тру-
диться, используя свои внутренние резервы. Во-вторых, целью не
может быть просто образованность. Следует понять, для чего это
нужно. А необходимо это для того, чтобы стать успешным в своей
области, т. е. реализовать свою мечту и добиться своей цели и самое
главное, понимать — как вы лично можете этого добиться. Мы исхо-
дим из того, что преподаватели высшей школы обучают студентов,
имеющих довольно высокий уровень среднего образования и, соот-
ветственно, интеллект (иначе, каким же образом они поступили в
университет), т. е. мы имеем качественный «материал» для нашей
работы, который может при правильной организации учебного про-
цесса позволить нам добиться хороших результатов.
Сейчас существует убеждение, что использование информацион-
ных технологий — панацея от всех проблем. Если преподаватель их
максимально использует — это отличный преподаватель. Несомнен-
но, что применение технических средств, включая информационные
технологии, оказывает большое влияние на повышение эффективно-
сти обучения. Сейчас уже невозможно представить себе преподава-
теля или студента, который этого не делает.
Использование информационных технологий экономит массу
времени, позволяет быть в контакте со студентом, делиться своими
соображениями по поводу работы учащегося, давать нужные реко-
мендации, сообщать об интернет-ресурсах, где студент может найти
необходимый для него материал и т. д., причем делать это приватно,
что очень важно для студента.
Мы полагаем, что этот фактор играет очень важную, но не перво-
степенную роль в процессе обучения, а «связь обучения и развития
человека — одна из центральных проблем педагогической психоло-
гии», — И.А. Зимняя [1].
Известный немецкий социолог
Георг Зиммель (1859–1918) давал
следующее определение образованного человека: «Человек образо-
ванный — тот, кто знает, где найти то, что он не знает» [2]. Позволим
себе добавить, что стать образованным невозможно без самосозна-
ния, самопознания, самооценки, самоменеджмента и самокоррекции,
которая включает в себя преодоление ненужных привычек и замену
их новыми, веры в свои силы и целеустремленности. Конечным ито-
гом каждого этапа обучения является чувство удовлетворения, гор-
дости и анализ того, «как мне это удалось?» И если я сумел это сде-