Функционирование неопределенно-личных местоимений somebody и someone
17
стороны
—
он заботится о своем социальном положении и оценивает
себя как члена сообщества. В целом отношение человека к природе
определяется жестким детерминизмом, когда у него нет выбора. Он
может только наблюдать, анализировать, познавать, интерпретиро-
вать его и на основе полученных знаний о мире (приобретенного
опыта) управлять и технологически «преобразовывать» его сообразно
своим потребностям. Человеческие же отношения друг к другу осно-
ваны на свободе воли и тем самым оказываются вариативными и
субъективными, их базисом является здравый смысл (обыденное по-
знание и феноменологические знания).
Двойственное отношение к миру и обществу человек выражает с
помощью различных языковых средств, одновременно ориентируясь
в окружающей его среде (обстановке) и ориентируя других, указы-
вая, в каком направлении мыслить. Семантика неопределенно-
личных местоимений
somebody
и
someone
позволяет по-разному кон-
цептуализировать и категоризовать неопределенное лицо и тем са-
мым ориентировать коммуникантов на определенное языковое и фи-
зическое поведение. В данной статье сделана попытка показать, как,
зачем и почему носители английского языка делают выбор в пользу
того или иного неопределенно-личного местоимения, что представ-
ляется крайне важным для изучающих английский язык.
В целом проделанный нами анализ показал перспективность
применения биокогнитивного подхода к интерпретации языковых
явлений, так как, на наш взгляд, анализ любого факта живого есте-
ственного языка не может не учитывать особенности говорящего че-
ловека как наблюдателя, т. е. как живого организма в физической и
социокультурной среде, с которой он вступает во взаимодействие и
на изменения которой он реагирует, находясь с ней в состоянии вза-
имообусловленной каузации [49, 50]. Следовательно, любое лингви-
стическое исследование должно учитывать человеческое восприятие
и его эмоциональное состояние, накопленный в процессе жизни эм-
пирический опыт, влияющий на восприятие и интерпретацию, а так-
же характер физической, социальной и языковой среды, в которой
протекает его жизненный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Кравченко А.В.
От языкового мифа к биологической реальности: пере-
осмысляя познавательные установки языкознания
. Москва, 2013, 388 с.
[2]
Кравченко А.В.
Язык и восприятие: когнитивные аспекты языковой ка-
тегоризации.
Иркутск, 2004, 305 с.
[3]
Дорожкин А.М., Панкина Т.А. Феномен научной неопределенности: ана-
лиз проблемы.
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба-
чевского. Сер. Социальные науки
, 2011, № 4(24), c. 102–108.
[4]
Самыгин П.С.
Правовая социализация учащейся молодежи в условиях со-
циальной неопределенности российского общества
. Дис. … д-ра социол.
наук. Ростов-на-Дону, 2008, 406 с.