1
УДК 811.111-26: 81’33
Функционирование неопределенно-личных
местоимений somebody и someone в современном
английском языке: биокогнитивный подход
© Н.Н. Николаева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Представлены результаты сопоставительного анализа функционирования не-
определенно-личных местоимений somebody/someone в современном английском
языке с позиций биокогнитивного подхода. Проводится когнитивный анализ мне-
ний носителей языка, выделяются факторы, влияющие на выбор местоимений. На
основе примеров эмпирического материала с использованием данных нескольких
корпусов английского языка формулируются и демонстрируются закономерности
их употребления, а также даются ответы на аксиологические вопросы: как, за-
чем и почему носители английского языка делают выбор в пользу somebody или
someone. Результаты работы особенно полезны для изучающих английский язык в
связи с отсутствием в словарях и справочниках подробной информации о различи-
ях в их употреблении.
Ключевые слова:
когнитивная лингвистика, биокогнитивный подход, английский
язык, референция неопределенно-личных местоимений somebody/someone.
Введение.
Известная истина, что в языке нет ничего лишнего, а
языковое общественное сознание пытается освободиться от избыточ-
ности, постепенно утрачивая синонимичные формы, заставляет заду-
маться о том, почему в современном английском языке практически
идентичные формы указания на неопределенное лицо somebody и
someone
не «исчезают», а продолжают активно функционировать в
равной степени, несмотря на то, что традиционная грамматика, ре-
презентированная в учебниках и словарях, считает их взаимозаменя-
емыми. В данной статье делается попытка проанализировать с пози-
ций биокогнитивного подхода функционирование неопределенно-
личных местоимений
somebody
/
someone
в современном английском
языке, а также на основе собранного эмпирического материала с ис-
пользованием данных нескольких корпусов английского языка сфор-
мулировать закономерности их употребления.
Когнитивная лингвистика третьего поколения, ставящая перед уче-
ными задачу определить «роль языка в очеловечивании человека» [1],
детерминирует изучение любых языковых явлений сквозь призму
понимания языка как семиотической системы, формирующей есте-
ственно-языковую (биосоциокультурную) среду жизнедеятельности
людей и являющейся необходимым условием для существования че-