О некоторых базовых мифологемах культурного кода русской цивилизации и поиске новой российской идентичности - page 9

9
преграды на пути к желаемой цели, которая, в свою очередь, весьма
далека от представлений окружающих об общем благе, внутри русской
культурной традиции абсолютно бесперспективен. За подобными «ли-
дерами» не пойдут, их будут презирать, а при возможности и вредить.
Сколько сказано о завистливости русского народа, о том, что у нас
ревниво смотрят в «чужой карман» и считают в нем деньги! Сколько
в отечественной публицистике разговоров о том, что русский мечта-
ет не о том, чтобы лично преуспеть, а о том, чтобы «у соседа корова
сдохла»! И во всех подобных рассуждениях нет ни малейшего желания
что-либо понять и уж тем более принять и использовать.
Человек, сформированный русской культурой, действительно рев-
ниво смотрит по сторонам и, в том числе, и в «чужой карман», по-
скольку испокон века знает, что преуспеяние может быть результатом
личных усилий и некоторого везения (божьего промысла), а может
появиться вследствие аморальных методов и помощи сил, весьма да-
леких от блага и Бога. Следовательно, и отношение в обществе к лич-
ному успеху и его носителю будет сформировано разное. Ну не зави-
дуют у нас гениям, героям, святым и первооткрывателям, всем, на кого
Бог «возложил» особый крест, включая носителей власти! Этих людей
уважают, иногда поклоняются, за ними следуют как за лидерами. Вот
только убедить общественное мнение и даже просто окружающих (со-
трудников, коллег, соседей), что успех заслужен и нравственно оправ-
дан, в России труднее, чем на Западе, на который мы хотим равняться.
А после «лихих 90-х» и извлеченного из них социального и духовного
опыта убедить в этом людей стало на порядок труднее, хотя и без того
проблема взаимной «подозрительности» и ревности к успеху стояла
весьма остро. В русской культурной матрице победителей не просто
судят, соотнося успех с соблюдением правил игры (в честности кото-
рых тоже постоянно сомневаются), но и требуют от победителя высо-
чайших нравственных качеств, а в идеале святости. Если ты сильный,
то должен быть святым, как Илья Муромец, если ты умный, то должен
быть мудрым (то есть добрым и бескорыстным), а в идеале опять-та-
ки святым. Достаточно вспомнить, каким образом исторически транс-
формировался в советской пропаганде и общественном сознании образ
«вождя мирового пролетариата» В.И. Ленина или как в эпоху пере-
стройки весь пантеон советских героев разрушался разоблачениями их
недостаточной «святости» в реальной жизни и карьере.
Социологи четко фиксируют кризис доверия, имеющий место в на-
шем обществе. Без «преодоления» этого кризиса развитие общества
на энергии индивидуализма просто невозможно, так как индивидуа-
листы в социуме вынуждены кооперироваться и сотрудничать даже
О некоторых базовых мифологемах культурного кода русской цивилизации
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook