О некоторых базовых мифологемах культурного кода русской цивилизации и поиске новой российской идентичности - page 2

2
В.В. Легчилин
Проблема формирования новой идентичности, которая позволила
бы «спаять» население страны в некое целое, противопоставляющее
себя другим подобным общностям и пронизанное солидарностью, по
крайней мере, в конкуренции с ними, становится не просто актуальной
политической задачей, а насущной необходимостью для современной
российской власти.
Система признаков новой российской идентичности, для того
чтобы быть современной, т. е. отвечать вызовам времени, призвана
объединить:
• жителей различных регионов;
• представителей самых разных религиозных убеждений и атеистов;
• членов множества российских этнических общностей;
• все социальные классы и страты общества;
• различные возрастные группы населения.
Иными словами, признаки идентификации как минимум не должны
вызывать отторжения ни у одной из социально значимых групп населе-
ния, а как максимум выражать существенно значимые и положительно
оцениваемые для них характеристики личности.
Этническая идентичность, как базирующаяся в конечном итоге на
примате принципа кровно-родственного родства, на поиске «ядра»
общности в генотипе и попытках связать с ним модели мышления
и поведения, представляет наибольшую политическую угрозу для со-
временного российского общества. Об этом более чем аргументирова-
но говорят и политики, и представители экспертного сообщества.
Представлены в политическом дискурсе и попытки «устранения»
угроз этнической идентификации через противопоставление нации как
этнической общности нации, понимаемой как общность политическая,
государственно-гражданская. Об этом много и довольно аргументиро-
вано пишет директор Института этнологии и антропологии РАН, пред-
седатель Комиссии по толерантности и свободе совести Общественной
палаты РФ Валерий Тишков. [6, с. 21-41]
Однако, даже если предположить реальное существование государ-
ственно-гражданской идентичности в современном российском обще-
стве и допустить, что она способна выполнить функцию консолидации
общества вокруг присущей ей системы ценностей, абсолютно необхо-
димо уточнить, каковы эти ценности. Российская традиция выстраива-
ет систему координат «свой — чужой» прежде всего на основе «веры».
Она лишь своеобразно дополняет ее принципами «земли» (политиче-
ской общности) и «крови» (этнической общности). Русским, прежде
всего, считался православный, затем им мог быть подданный русского
царя, не православный по вере, но принимающий власть православного
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook