3
О некоторых базовых мифологемах культурного кода русской цивилизации
царя, и только в последнюю очередь включались этнические моменты.
Советский период только усилил эту традицию. Политическая общ-
ность в нашей истории формируется на ценностно-мировоззренческой
основе. Актуально это и для сегодняшней России.
И, казалось бы, решение поставленной проблемы лежит на поверх-
ности и даже уже озвучено политиком самого высокого ранга в каче-
стве программного. В.В.Путин в своей статье в «Независимой газете»
пишет: «Такая цивилизационная идентичность основана на сохране-
нии русской культурной доминанты, носителем которой выступают
не только этнические русские, но и все носители такой идентичности
независимо от национальности. Это тот культурный код, который под-
вергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались
и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вме-
сте с тем его надо питать, укреплять и беречь» [4].
Проблема, однако, в том, что понимание «культурного кода» рус-
ской цивилизации в нашей научной и публицистической литературе
оставляет желать лучшего. В ней практически отсутствует общепри-
нятое понимание и «набора символов» этого кода (т. е. смыслов и цен-
ностей), и уж тем более законов их взаимосвязей, как горизонтальных,
так и иерархических.
Еще более глубокие проблемы возникают в связи с недружествен-
ными попытками «взлома» данного культурного кода с целью его
полного уничтожения, о которых упоминает президент. Попытки эти
связаны не только с деятельностью внешних сил, но и с усилиями значи-
тельной части современной российской элиты. Сразу же вспоминается,
как пример, статья А.И. Ракитова «Цивилизация, культура, технология
и рынок». В этой работе г-н Ракитов говорит о неуважении к человеку
и отрицании всего нового как фундаментальных устоях нашей куль-
туры и декларирует необходимость глубинных трансформаций в ядре
культуры для выживания и развития нашего общества [5]. Но что такое
глубинные трансформации в культурном ядре? Может ли культура, пе-
режившая подобные трансформации, оставаться сама собой и уж тем
более консолидировать общество, став основой идентичности?
Поскольку само понятие «культура» в современной философской
и научной литературе используется в существенно различающихся
смыслах в зависимости от методологических и мировоззренческих
предпочтений авторов, то оговоримся, что мы будем понимать под
культурой некое «послание» от предков к потомкам, в котором в сим-
волах и образах зашифрован опыт борьбы за выживание предшествую-
щих поколений данной общности. При этом особое значение приобре-
тает ценностно-ориентационный аспект этого «послания», поскольку