О некоторых базовых мифологемах культурного кода русской цивилизации и поиске новой российской идентичности - page 4

4
именно он позволяет найти согласие в фундаментальных аксиомах
восприятия действительности, ориентации в ней и выбора способов
и целей ее изменения в «желательном» или, точнее, соответствующем
ценностям направлении. Культурный код связан именно с ценностями
и их иерархией. В нем через миф и символ задается то, что Освальд
Шпенглер назвал «способом переживания жизни». Напомним, что
«аксиологическое значение выражает ценность, а не реальное бытие.
В образе воображения, в мифе, в символе, должна быть угадана не-
которая подлинная ценность — тогда только мы имеем правду образа
и мифа и символа» [2, с. 58–59].
Сам «культурный код», очевидно, формируется под влиянием объ-
ективных факторов, оказывающих воздействие на миропонимание
социальной общности, его вырабатывающей. Среди таких факторов
можно выделить: географическую среду, как физическую, так и по-
литическую, систему хозяйствования или, точнее, особенности хозяй-
ственной деятельности, а также религию (а на более поздних этапах
эволюции общества и идеологию).
Зарождающаяся культурная традиция призвана ответить на целый
ряд фундаментальных для бытия личности и общества вопросов. Отве-
ты на эти вопросы на ранних этапах развития человеческих сообществ
даются не в религиозной и уж тем более не в рационально-философ-
ской форме. Они скрыты в мифе, сказке, символе. Религия приходит
гораздо позже и как упорядоченная система впитывает часть подобных
мифов и символов, адаптирует и трансформирует их, обретая свою
национальную форму. Какую-то часть старых мифов и символов она
отторгает и непримиримо с ними борется, «выжигая» их в народном
сознании, и они исчезают или уходят на периферию духовной жизни.
Хочется подчеркнуть тот факт, что и религия, и идеология в любом
обществе неизбежно обретают национальную форму, несмотря на
и вопреки стремлению к универсальности и всечеловечности. Это про-
исходит под воздействием языка, синтеза с ранее возникшими и усто-
явшимися в данной культурной традиции символами и смыслами,
и, наконец, деятельностью элиты по адаптации новых идей и символов
для решения конкретных задач, стоящих перед обществом.
Одна из трагических ошибок современной российской прозападной
элиты состоит, на наш взгляд, в том, что под бесконечные разговоры
об обретении каждым гражданином чувства личной ответственности
и свободы как совершенно необходимом условии развития общества
на самом деле именно этих качеств и пытаются лишить подавляю-
щее большинство населения. «Запад» как культурно-цивилизацион-
ный комплекс берется за образец, цель и мерило нашего движения
В.В. Легчилин
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook