5
в единственно возможном направлении. Эту установку нельзя обсуж-
дать, в ней нельзя даже сомневаться, а следовательно, нет ни выбора,
ни свободы. На уровне личности в качестве единственно приемлемой
для развития общества цели жизни декларируется стремление к успе-
ху. Успешность измеряется количеством денег и власти, присвоенных
человеком. Общее благо можно понимать только как механическую
сумму благ, обретенных и присвоенных членами общества. Главный
критерий, определяющий благо, — это удобство, жизненный комфорт,
который понимается индивидуально и индивидуалистически. В конеч-
ном итоге смысл жизни трактуется гедонистически. «Где наслаждение,
там я», «Бери от жизни все», — кричат рекламные лозунги, вдалбливая
совершенно конкретные психологические установки.
Дело не в том, что это даже не Запад. Подобный примитив есть то
понимание фундамента западной цивилизации, которое придумано
усвоено правящим классом современной России в качестве оправдания
собственного образа мысли и поведения. Гораздо более серьезная про-
блема для национального сознания граждан России возникает в связи
навязыванием идеи отсутствия альтернатив в выборе целей и критериев
развития. Вольно или невольно наши западники от туповато-простова-
той Валерии Новодворской до рафинированного Анатолия Ильича Ра-
китова, декларируя необходимость свободы выбора и ответственность
за него, навязывают рабское подражание весьма сомнительной модели
и игнорируют проблему ответственности элиты за выбор такого пути.
Сознательная это подмена или неосознанная — в данном случае не-
важно, важно то, что она есть.
Мотив спасения души на пути нравственного восхождения как
смысла человеческого существования и его цели игнорируется как
очевидно экономически нецелесообразный да еще и крайне трудно из-
меримый, чего современная наука не любит и предпочитает избегать,
отдавая на откуп религии.
Между тем в христианских культурах этот мотив неистребим. Мож-
но спорить о том, спасается ли человек индивидуально или совместно
с другими. Можно дискутировать о том, находится ли источник спасе-
ния вовне или внутри личности. Можно рассуждать о способности или
неспособности человека найти путь к спасению без помощи со стороны
высших сил, о признании факта их существования или его отрицании
и о многом и многом еще. Но с того момента, как в культуре возникло
различение тела, души и духа, невозможно игнорировать значимость
решения этой проблемы для представителей подобной культурной тра-
диции и отрицать выбор этой цели в качестве смыслообразующей для
значительной части населения.
О некоторых базовых мифологемах культурного кода русской цивилизации