8
пытается насаждать наша либеральная интеллигенция.) Если так мож-
но выразиться, перенос важнейших критериев оценки человека окру-
жающими с внешнего, или социально-экономического, во внутреннее,
или духовно-душевное, был закреплен и усилен православным христи-
анством. По-своему ту же традицию продолжала и развивала советская
культура, в рамках которой личная скромность и бытовая неприхотли-
вость рассматривались как несомненные достоинства личности.
Хозяйственная деятельность в зоне рискованного земледелия фор-
мировала и соседскую солидарность, которую очень часто пытаются
трактовать как коллективизм. На наш взгляд, здесь происходит некая
невольная подмена, требующая уточнения понятий. Если понимать под
«коллективизмом» признание абсолютного главенства некоторого кол-
лектива или группы (в нашем случае общины, крестьянского «мира»)
над человеческой личностью, то он не является базовой установкой
русской культуры. Условия жизни в зоне рискованного земледелия
и общинного землепользования требовали умения ладить с соседями,
поддерживать отношения, обеспечивающие возможность обратиться
за помощью и поддержкой, добиться хоть какой-то справедливости
при распределении наделов и т. п., но не подчинения коллективу и рас-
творения в коллективе. Индивидуализм культивировался и усиливался
на протяжении тысячелетней христианской истории России через идеи
личной ответственности каждого перед Богом за свои помыслы и по-
ступки. Православная соборность — это скорее продолжение и насы-
щение духовными началами принципов солидарности, взаимопомощи
и лада с теми, кто живет рядом и рассматриваются как «свои».
Эта русская модель исключает как подавление личности коллекти-
вом и растворение в нем, так и отрыв индивида от общины, противопо-
ставление себя ей. Очень хотелось бы назвать такое отношение гармо-
нией, если подразумевать под гармонией не отсутствие противоречий,
а особое состояние их единства.
Как справедливо отмечает Вадим Михайлович Межуев, «если
главной целью христианина является спасение души, то в русском по-
нимании ни один не спасется, если не спасутся все. Нельзя спастись
в одиночку, когда каждый только за себя. Спасение каждого зависит
от спасения всех. Православная этика коллективного спасения стро-
ится не просто на идее справедливости — каждому по делам его (та-
кая справедливость есть и в аду), а на любви и милосердии к каждому
страждущему, ко всем «униженным и оскорбленным» [3, с. 40].
Выбор модели развития общества за счет энергии личной инди-
видуалистически ориентированной инициативы, противопоставляю-
щей себя окружающим уже в процессе зарождения и рушащей любые
В.В. Легчилин