7
бывает, и поэтому он дурак, но так должно быть, точнее, только так
правильно, на то и сказка сказывается. Восходит это к христианскому
«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не во-
йдете в Царство Небесное» (Матф.18:3) или лежит в еще более древних
пластах русского «способа переживания жизни», ответить трудно, но
это очень глубоко укоренено. Доброта и бескорыстная наивность долж-
ны вознаграждаться, иной мир лишен праведности и справедливости.
Культура — развивающийся феномен. Взаимопроникновение
и взаимовлияние культур неизбежно в мире, который становится гло-
бальным. Довольно часто вспоминая об этом, подразумевают, что этот
процесс всегда благотворен, так как способствует обогащению и раз-
витию культуры, воспринимающей внешнее влияние. Но ведь еще
Н.Я. Данилевский различал «пересадку или колонизацию», «привив-
ку» и «почвенное удобрение» как типы культурных взаимодействий
[1, с. 83–84]. Нет ничего плохого или угрожающего в культурных
заимствованиях, когда усваивается пусть чужое, но не
чуждое
. Под
чуждым мы понимаем то, что противоречит базовым, наиболее фунда-
ментальным ценностям и смыслам культуры, испытывающей внешнее
воздействие.
Гедонизм, насаждаемый правящим классом, на наш взгляд, абсо-
лютно чужд русской культурной традиции на протяжении всей исто-
рии ее развития. Насколько гедонизм органичен для европейской куль-
туры — это отдельный и совсем непростой вопрос, далеко выходящий
за рамки данной работы. Для нас важно то, что господствующий эко-
номически и политически класс навязывает стране совершенно опре-
деленные образцы мотивации деятельности и поведения, которые свя-
заны с настоящим культом комфорта и чисто материальной роскоши.
Между тем культурный архетип, который формировался в услови-
ях зоны рискованного земледелия как природной среды его возник-
новения и развития, не мог не породить «культ праведной бедности»
и аскетизма как одну из фундаментальных основ культурного кода.
Поскольку результаты земледельческого труда зависели в большей
мере не от личных усилий и трудовых навыков, а от капризов приро-
ды, постольку в духовную традицию закладывались идеи судьбы, рока
(позднее божьей воли), которые надо принять и подчиниться. Фата-
лизм переплетался с отношением к бедности не как к пороку, след-
ствию лени и неумения работать, а как к результату внешних по от-
ношению к работнику факторов. Нет ничего более чуждого русской
культуре, чем понятие «неудачник» в трудовой и житейской этике
протестантизма кальвинистского толка. (Заметим попутно, что именно
подобное отношение, граничащее с «социальным расизмом», активно
О некоторых базовых мифологемах культурного кода русской цивилизации