6
Спору нет, выбор пути, вектора развития общества и человека воз-
можен только на основе учета реалий сегодняшнего дня, совокупности
всех факторов, как внутренних, так и внешних. Бесспорно и то, что
изучение чужого опыта, особенно положительного, плодотворно. Но
его механический перенос и адекватное восприятие невозможно или
практически невозможно. Как невозможно плодоношение бананов на
открытом грунте в условиях вечной мерзлоты, несмотря на все успе-
хи генной инженерии. Любые культурные заимствования, для того
чтобы прижиться, требуют как минимум отбора с учетом оценки воз-
можностей их восприятия, а как максимум творческого подхода к их
вживлению в уже сложившуюся и обладающую целостностью куль-
турную традицию. Народный поэт Дагестана Абуталиб сказал: «Если
ты выстрелишь в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в тебя
из пушки». Эти слова у нас вспоминают часто, но часто ли мы помним
об этом, когда говорим о культуре?
Со времен «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона
Россия мечтает «жить по совести». «Жить не по лжи» ей, матушке,
мало и неинтересно. Проблем это порождает немереное количество
и на уровне личности, и на уровне коллектива, и на уровне общества, но
другой идеал в русской культуре «работать», на наш взгляд, не будет.
Можно маркировать это как манихейство и гностицизм и призывать на
этом основании отречься от собственной культуры, как это делают вы-
соколобые интеллектуалы [7]. Можно пытаться соблазнять общество
разговорами о том, что в России жизнь должна стать комфортной, если
продолжить приватизировать собственность и демократизировать по-
литическую систему, как это делают наши политики. Общественный
идеал должен, а точнее, не может не опираться на базовые смыслы
и коды культуры страны, а они требуют не комфорта и буржуазно-
мещанской сытости. Жизнь в России должна быть осмысленной и по-
тому интересной, пусть трудной и не всегда удобной, но обязательно
интересной и, что еще более важно, с верой в высший смысл. А этот
высший смысл состоит в изменении самого человека в «обожении»,
говоря религиозным языком. Вот почему в идеале вознаграждается не
корысть, жадность и даже талант, а бескорыстие, доброта и детская
доверчивость Ивана-дурака. Об этом символическом образе русского
народного творчества говорится много, маркетологи, исследующие
его как один из базовых архетипов отечественной культуры, относят
его к архетипу «магия», о том же пишут и культурологи [8], проклиная
мечту о дармовом, магическом счастье, но при этом игнорируя нрав-
ственный императив, заложенный в символ. Иван получает все пото-
му, что он добрый, по-детски наивный и доверчивый. В жизни так не
В.В. Легчилин