10
для достижения чисто эгоистических целей. Кооперироваться мож-
но только с теми, кому доверяешь, то есть кто понятен, предсказуем
и действует в рамках не только юридической, но и культурной нор-
мы. А таких вокруг нет, поскольку обрушены все нормы. Юридиче-
ских норм «еще нет» (отсюда бесконечные разговоры о необходимости
срочного принятия законов, которые урегулируют те или иные отно-
шения), а культурных норм «уже нет», так как высшие круги общества
не просто не подают пример их соблюдения, но и публично их отри-
цают. Стереотипы, нормы и мифологемы отечественной культурной
традиции постоянно «маркируются» элитой как мешающие модерни-
зации и развитию. Важно заметить, что переход от отрицания «совка»
(как определялась советская культура) к отрицанию всего собственно
русско-православного наследия произошел по историческим меркам
очень быстро и вполне логично.
Для того чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с мате-
риалами научных дискуссий по этой проблематике, которые периоди-
чески проводятся Высшей школой экономики и фондом «Либеральная
миссия». (Круглый стол «Старо-новые российские мифы» проходил
16 апреля 2009 года, дискуссия на тему «Российская ментальность
и вызовы времени» состоялась 5 февраля 2012 года, а поводом для по-
следней стала книга «Куда ведет кризис культуры?», выпущенная фон-
дом в 2011 году.)
Рефрен, который звучит на этих дискуссиях: русская культура не
просто мешает развитию, она его блокирует. Власть в России сакраль-
на, а личность не автономна и лишена воли и энергии, необходимых
для эффективной адаптации к реалиям современного рыночного и кон-
курентного мира. Вопросы, которые автоматически возникают по по-
воду образца и меры автономности личности, предлагаемых для срав-
нения, даже не обсуждаются.
Недоумок, говорящий по мобильному телефону на смеси мата,
блатной фени и изуродованных английских слов, должен рассматри-
ваться как личность, если он ведет таким образом переговоры по по-
воду выгодного контракта и сидит при этом в престижной иномарке?
Автономная и свободная личность как источник инноваций и развития
общества — она автономна и свободна от чего? Культура — это ведь
еще и система табу, и табу эти в современном западном обществе под-
крепляются очень мощными ограничителями.
Современный человек западной культуры, возможно, и автономен
от «русских химер» вроде стыда, чести и совести, но он намертво опу-
тан кредитами и страховками экономически, юридическими законами
и тотальной слежкой политически, обязанностью в сфере духа быть
В.В. Легчилин