1
УДК 808.2:378.02
Процесс обучения русскому языку
иностранных бакалавров технического вуза:
проблемы и специфика
© О.Е. Соляник
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Показана специфика преподавания дисциплины «Русский язык как иностранный»
(РКИ) иностранным бакалаврам в техническом вузе. Характеризуются современ-
ные задачи дисциплины, функции преподавателя РКИ в аудитории нефилологов.
На примере разработанного учебного пособия представлена методика работы по
обучению русскому языку иностранных бакалавров; показан процесс формирования
стимулирующих профессиональных мотивов и лингвокоммуникативной компетен-
ции специалиста.
Ключевые слова:
федеральный государственный образовательный стандарт, мо-
тивация, профессиональные мотивы, лингвокоммуникативная компетенция, бака-
лавры-нефилологи, научный стиль речи, общее владение языком.
К уровню образованности и компетентности современного спе-
циалиста сегодня предъявляются новые требования, обусловленные
инновационными процессами, происходящими в разных сферах жиз-
ни современного общества, и прежде всего в научно-технологичес-
кой. Эти процессы требуют от высшего профессионального образо-
вания (ВПО) поиска новых путей реформирования и совершенство-
вания. Современная вузовская лингводидактика нацелена на совер-
шенствование системы обучения русскому языку как иностранному
(РКИ), приведение ее в соответствие с общеевропейскими и отече-
ственными образовательными стандартами [1]. Россия — держава,
которая расширяет и укрепляет свои политические и экономические
позиции на международной арене. По этой причине в настоящее вре-
мя все больше иностранных студентов хотят получить высшее обра-
зование в российских вузах; расширился круг лиц, стремящихся
овладеть русским языком как средством получения специальности
(в частности, инженерной).
В практику работы российских вузов, принимающих на обучение
иностранцев, РКИ вошел как учебный предмет в 50−60-е годы ХХ ве-
ка. И на протяжении всего исторического периода эта дисциплина
непрерывно развивается, совершенствуется, ищет новые пути препо-
давания русского языка иностранным учащимся.