Процесс обучения русскому языку иностранных бакалавров технического вуза: проблемы и специфика - page 4

О.Е. Соляник
4
Акцент при изучении языка делается на его практическом вла-
дении, т. е. обучении деятельности на основе передаваемых знаний
и формируемых умений; причем в проекции на иностранцев это тре-
бует особого «видения» языковых явлений с точки зрения восприя-
тия их носителями другого языка [8].
Работа преподавателя РКИ, обучающего будущих инженеров в
техническом вузе, имеет свою специфику, так как для нефилологов
русский язык не является самоцелью: он выступает средством, по-
мощником в овладении специальностью [9]. Студенты-нефилологи
могут мало времени уделять изучению русского языка. Они занима-
ются профилирующими дисциплинами, и русский язык идет парал-
лельно со многими другими предметами. Иностранцы-нефилологи —
будущие инженеры — должны понимать русских преподавателей,
так как они слушают курсы основных дисциплин в общеуниверси-
тетских группах российских учащихся и на русском языке, адекватно
отвечать на вопросы, выполнять и защищать домашние задания, кон-
трольные работы, сдавать зачеты и экзамены. При этом сохраняется
и собственно педагогическая функция преподавателя-русиста — по-
мощь в адаптации учащихся к новым для них реалиям не только об-
разовательной, но и социальной среды, типовым ситуациям в учеб-
ной и бытовой сферах.
В процессе обучения русскому языку как иностранному студенты
должны приобрести профессиональные и общекультурные компе-
тенции — «умения и навыки, необходимые для слушания лекций,
чтения научной литературы и литературы по общеобразовательным
дисциплинам; получение навыков и умений, необходимых для уча-
стия в семинарах, лабораторных работах, для сдачи зачетов и экзаме-
нов, общения во внеучебных ситуациях, решения бытовых вопросов,
оформления личных документов» [10].
Поскольку слушание лекций, работа на семинарах и т. д. осу-
ществляется в русскоязычной аудитории, бакалавр, пришедший на
1-й курс, должен владеть русским языком в объеме, обеспечивающем
возможность осуществлять учебную и учебно-профессиональную де-
ятельность на русском языке; владеть системой предметных знаний,
необходимых для продолжения образования в российском вузе; быть
психологически готовым к учебной деятельности в условиях новой
для него социально-культурной среды.
Содержание общекультурных и профессиональных компетенций
(далее ОК и ПК), приобретение которых предусмотрено ФГОС ВПО
как планируемый результат образовательной деятельности, препода-
вателю РКИ следует знать и учитывать при планировании обучения
и контроля учебных достижений студентов. Приведем некоторые из
этих компетенций, значимость которых наиболее высока:
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook