Процесс обучения русскому языку иностранных бакалавров технического вуза
9
физическое явление» и др.), систему заданий, направленных на усво-
ение, активизацию и закрепление лексического материала, состав-
ленную с учетом коммуникативных потребностей учащихся, форми-
рующую умения и навыки продуцировать монологические высказы-
вания, составлять устные и письменные вторичные тексты: аннота-
ции, рефераты.
Третья часть пособия (Курбатова С.А.) посвящена обучению го-
ворению как продуктивному виду речевой деятельности и развитию
навыков диалогической и монологической речи. Структура пособия
также организована по тематическому принципу. Каждая тема вклю-
чает диалоги, задания на тренировку навыков говорения и развитие
диалогической речи, тексты и вопросы для ведения беседы, служа-
щие основой при построении учащимися собственного монологиче-
ского высказывания. Цель предлагаемых заданий — обеспечение
коммуникативной компетенции иностранных учащихся технических
вузов. Представленный комплекс упражнений разработан в соответ-
ствии с разговорными темами, вынесенными на итоговый экзамен
по русскому языку (например, «Учеба в МГТУ им. Н.Э. Баумана»,
«Система образования в России», «Наука в России и мире», «Эколо-
гия и климат» и др.).
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что пособие «Рус-
ский язык в техническом вузе» структурировано таким образом, что-
бы обеспечивать положительную мотивацию учащихся к повышению
уровня владения русским языком, формировать профессиональную
лингво-коммуникативную компетенцию и решать задачи двухкомпо-
нентного профессионально-ориентированного обучения.
В заключение следует отметить, что рассмотренные содержа-
тельно-организационные решения в области преподавания РКИ бака-
лаврам технического вуза представляют примеры конкретной реали-
зации системы формирования стимулирующих мотивов, профильно-
и практикоориентированных знаний, умений, навыков и личностных
качеств, составляющих основу профессиональной лингво-комму-
никативной компетенции указанного контингента учащихся. Адек-
ватное образовательным целям и задачам дидактическое сопровож-
дение, объединенное в учебно-методический комплекс дисциплины
(образовательная программа, учебное пособие, методические реко-
мендации для преподавателя и для учащихся, материалы для кон-
троля), обеспечивают технологичность и эффективность предложен-
ной системы обучения [9].