Процесс обучения русскому языку иностранных бакалавров технического вуза: проблемы и специфика - page 7

Процесс обучения русскому языку иностранных бакалавров технического вуза
7
ориентирована на решение задач двухкомпонентного профессио-
нально-ориентированного обучения.
Содержание первого раздела пособия включает ряд текстов для
аудирования, направленных на развитие умений и навыков слушания
и конспектирования лекций и последующего устного воспроизведе-
ния прослушанного и записанного. После каждого аудиотекста при-
ведены вопросы по его содержанию. С учетом уровня учебной груп-
пы преподаватель может предложить студентам ответить на вопросы,
позволяющие ему оценить степень восприятия и понимания учащи-
мися информации на слух, либо предложить пересказать содержание
прослушанной лекции (кратко или подробно, с опорой на написан-
ный конспект или без опор — также учитывая степень языковой под-
готовки группы). Здесь же приведены тексты для самостоятельной
работы учащихся — изучающего чтения с последующим составлени-
ем планов разных типов и устным воспроизведением содержания
прочитанного с опорой на план, схему, рисунок либо без опор.
Следует отметить, что всё текстовое сопровождение представле-
но аутентичными источниками. Основной текстовый материал пред-
лагается из курса общей физики, что обусловлено главенствующей
ролью данной дисциплины в инженерном вузе, её наличием в учеб-
ных планах всех направлений и специальностей подготовки. Напри-
мер, обучающимся предлагаются тексты «Радиоактивность», «Плаз-
ма», «Лазеры», «Космические лучи», «Отличительные черты крис-
таллического состояния», «Энергия молекулы», «Термоядерные реак-
ции», «Голография», «Модели атомного ядра», «Нелинейная оптика»
и др. Как видно из тематического перечня, текстовый материал охва-
тывает весь курс общей физики. Естественно, эти тексты служат
лишь базой для изучения конструкций научного стиля речи — специ-
альные знания студенты получают от преподавателей-предметников.
Перед разделом «Тексты для самостоятельного чтения» даны мо-
дели планов разных типов (простой назывной, сложный назывной,
тезисный) с соответствующими первоисточниками. Характер предла-
гаемых заданий учитывает возможность их самостоятельного выпол-
нения студентами без непосредственного руководства со стороны
преподавателя или под его контролем (это также зависит от уровня
подготовки группы). После каждого текста приведены задания для
творческой работы, например:
Выделите основные положения тек-
ста, составьте и запишите тезисный план; Выделите основные по-
ложения текста, составьте и запишите планы разных типов;
Напишите конспект текста; Устно воспроизведите основное со-
держание текста, опираясь на ваши записи (на составленный план,
рисунок, схему) или без каких-либо опор
. В этом разделе встречаются
тексты, объединенные одной большой темой, например, «Виды раз-
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11
Powered by FlippingBook