Процесс обучения русскому языку иностранных бакалавров технического вуза
5
«● в процессе обучения учащиеся овладевают письменной и уст-
ной речью на русском языке, методами создания понятных текстов,
а также способны осуществлять социальное взаимодействие на рус-
ском языке (ОК-8);
● способны на научной основе организовать свой труд, оценить
с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельно-
сти, владеют навыками самостоятельной работы (ОК-12);
● способны получать и обрабатывать информацию из различных
источников, интерпретируют, структурируют и оформляют её в до-
ступном для других виде (ОК-13);
● владеют основами речевой профессиональной культуры (ПК-5);
● способны обрабатывать и оформлять результаты научно-
исследовательской работы (ПК-3);
● способны на основе анализа увидеть и корректно сформулиро-
вать результат, готовить к публикации научные статьи (ПК-5);
● способны грамотно пользоваться языком предметной области
(ПК-7);
● способны анализировать поставленную задачу на основе под-
бора и изучения различных источников информации (ПК-9)» [11].
Преподавателю часто приходится иметь дело с представителями
разных национальностей, разных культур, на практике обычно объ-
единенных в учебной группе одного образовательного этапа/уровня
владения РКИ, и поэтому он должен проявлять гибкость в реализа-
ции моделей обучения, ориентироваться на индивидуально-психоло-
гические и национально-культурные особенности личностей обучае-
мых. В силу этого современная лингвометодика РКИ использует ис-
ключительно гибкие модели обучения, реализуемые на основе созда-
ния учебных материалов с учетом социального заказа контингента.
В этой методике нет ничего раз и навсегда решенного, застывшего,
поэтому на каждом этапе развития общества необходимо искать но-
вые пути и средства организации и презентации языкового мате-
риала
12
.
Итак, основная роль преподавателя РКИ заключается в том, что-
бы помочь будущему инженеру-иностранцу овладеть языком специ-
альности (ПК-5, ПК-7), снять трудности, возникающие при чтении
общетехнических и узкоспециальных текстов на русском языке, при
слушании учебных лекций по профилю обучения, при непосред-
ственном общении с преподавателями-предметниками (ПК-5, ОК-8).
Данная ситуация требует от преподавателя тщательного отбора тек-
стов, на материале которых можно было бы обстоятельно, четко и
понятно объяснить основные конструкции научного стиля речи,
научить студентов слушать (аудирование), воспроизводить (моноло-
гическая речь), самостоятельно читать общетехнические и узкоспе-