О.Е. Соляник
8
рядов» (искровой и коронный, тлеющий, дуговой), «Методы реги-
страции элементарных частиц». После отработки всего материала по
данным темам учащимся предлагается подготовить сообщение по
одной из них и выступить с докладом на занятии.
Таким образом, задания первого раздела направлены на совер-
шенствование навыков и умений в аудировании, чтении, письме и
говорении, обеспечивающих аналитическую обработку информации
и ее трансляцию во вторичных (план, конспект) учебно-научных
текстах.
Также следует отметить, что материал в пособии расположен не
по урокам, что дает преподавателю свободу дидактического выбора в
соответствии с методическими установками или конкретными усло-
виями обучения в той или иной группе.
Отбор грамматических тем продиктован текстовым материалом,
частотностью встречающихся в научном стиле речи грамматических
конструкций. За основную единицу берется структурно-смысловое
единство, характеризующееся типовым, обобщенным значением
(квалификация и характеристика субъекта; значения объекта; обозна-
чение начала, продолжения и конца действия при помощи конструк-
ций с глаголами несовершенного вида; выражение нежелательности,
невозможности действия; образование существительных со значени-
ем действия и т. д.) и совокупностью структур (конструкций) для вы-
ражения этого значения. Презентация грамматических тем дается
в унифицированном виде (таблицы + словообразовательные модели).
Второй раздел содержит грамматические темы и упражнения,
направленные на закрепление и совершенствование знаний в области
общего владения языком, в частности, повторение грамматической
системы русского языка. С этой целью здесь приведены таблицы с
образцами склонения существительных, прилагательных, местоиме-
ний, числительных и т. д.; представлено образование видов глагола,
глаголов движения, причастий, деепричастий. К каждой грамматиче-
ской теме прилагаются соответствующие упражнения, среди которых
основное место уделяется упражнениям творческого типа: учащимся
предлагается закончить предложения, построить высказывание с ис-
пользованием той или иной грамматической формы.
Вторая часть пособия (Петрова Г.М.) направлена на обучение
иностранных учащихся реферированию, аннотированию и моделиро-
ванию текстов разных типов. Материал в пособии также расположен
по тематическому принципу и может быть соотнесен с разделами
курса физики, изучаемого в технических вузах Российской Федера-
ции. Каждая тема включает в себя научно-популярные тексты
(например, «История открытия закона всемирного тяготения», «Чер-
ные дыры» Вселенной», «Мир элементарных частиц», «Миражи как