Процесс обучения русскому языку иностранных бакалавров технического вуза: проблемы и специфика - page 2

О.Е. Соляник
2
Цель данной работы — показать специфику преподавания дис-
циплины РКИ бакалаврам в техническом вузе на современном этапе
развития и совершенствования ВПО, охарактеризовать задачи дисци-
плины и функции преподавателя, а также показать процесс формиро-
вания стимулирующих профессиональных мотивов и лингвокомму-
никативной компетенции специалиста-инженера на примере дей-
ствующей образовательной программы и учебного пособия.
При обучении в российском вузе студент-иностранец находится
в русскоговорящей среде и вынужден общаться на русском языке.
Поэтому перед преподавателем, работающим в иностранной аудито-
рии, стоят такие важные задачи, как:
1) помочь иностранцам адаптироваться в новом языковом и куль-
турном социуме;
2) дать студентам знания, помогающие преодолеть языковые труд-
ности, с которыми они ежедневно сталкиваются в реальной жизни.
Дисциплина «Русский язык как иностранный» призвана форми-
ровать новую языковую личность, рассматриваемую как многоком-
понентную систему, освоившую или осваивающую язык и обладаю-
щую определенными языковыми способностями, которые формиру-
ются в процессе изучения языка с учетом тем, ситуаций и сфер об-
щения [2]. В соответствии с конечными целями обучения отбирается
языковой материал, круг ситуаций общения, преимущественные
формы речи и виды речевой деятельности, к которым должен быть
подготовлен студент в результате обучения.
На протяжении уже нескольких десятилетий активно разрабаты-
вается особая область методики преподавания русского языка как
иностранного — обучение нефилологов. Применительно к обучению
нефилологов, в частности, говорят об обучении научной речи. Круг
лиц, изучающих русский язык для того, чтобы овладеть своей науч-
ной специальностью, постоянно расширяется. Это объясняется, как
уже было отмечено выше, все возрастающей ролью русского языка в
научном мире, расширением международных связей в этой области.
Конечной целью обучения иностранных учащихся-нефилологов яв-
ляется свободное владение русской речью (в первую очередь — язы-
ком специальности), умение выражать свои мысли, понимать собе-
седника, воспроизводить и интерпретировать в устной и письменной
формах информацию, извлеченную из печатных и звуковых источни-
ков [3]. Основная сфера общения на продвинутом этапе — учебно-
профессиональная. Она включает в себя упражнения, направленные
на выработку умений слушать и записывать лекции, читать и кон-
спектировать учебную литературу по профилирующим дисциплинам.
Большое внимание уделяется жанрам письменной речи, таким как
планы, тезисы, реферат-конспект, аннотация. В устной речи — со-
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook