Процесс обучения русскому языку иностранных бакалавров технического вуза: проблемы и специфика - page 6

О.Е. Соляник
6
циальные тексты, составлять планы к ним, писать рефераты (пись-
менная творческая работа), принимать участие в диалогах по пред-
ложенным ситуациям, в беседах и дискуссиях по изученным темам
(диалогическая речь) (ОК-8, ОК-12, ОК-13, ПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-9).
При этом параллельно с постижением научного стиля речи идет
обучение общему владению языком, так называемому литературно-
разговорному типу коммуникации. Эти два аспекта (научный стиль
речи и общее владение языком) должны гармонично дополнять друг
друга в решении главной задачи: помочь учащимся овладеть специ-
альностью на чужом для него языке. На этом гармоничном слиянии
двух аспектов построено обучение иностранных бакалавров в МГТУ
им. Н.Э. Баумана. Разработанная на кафедре «Русский язык» образова-
тельная программа для иностранных бакалавров I–III курсов и создан-
ные коллективом преподавателей учебные пособия учитывают запро-
сы учащихся, способствуют развитию мотивации и отвечают необхо-
димой методической гибкости в реализации целевых установок ФГОС
ВПО.
Так, образовательная программа по дисциплине РКИ для бака-
лавров МГТУ им. Н.Э. Баумана объединяет следующие содержатель-
ные компоненты:
● обучение научному стилю речи (языку специальности/профес-
сионально-ориентированному языку),
● обучение общелитературному стилю речи (литературно-
разговорному типу коммуникации).
Основным дидактическим средством обеспечения дисциплины,
реализующим содержание указанной образовательной программы, а
также служащим поддержанию высокой мотивации студентов, явля-
ется учебное пособие «Русский язык в техническом вузе». Данное
пособие представляет собой комплекс, состоящий из трех самостоя-
тельных частей, взаимно дополняющих друг друга. Оно соответству-
ет содержанию и требованиям типового «Государственного стандар-
та по русскому языку как иностранному. Второй уровень владения
русским языком в учебно-профессиональной сфере. Для учащихся
естественнонаучного, медико-биологического и инженерно-техни-
ческого профилей» [10], а также вышеназванной образовательной
программе [13].
Пособие предназначено для иностранных бакалавров, сдавших
экзамен на I сертификационный уровень; оно также может быть ис-
пользовано на занятиях с магистрантами и аспирантами технических
вузов.
Материал первой части (Соляник О.Е.) расположен по тематиче-
скому принципу и соотносится с разделами курса общей физики,
изучаемого в российских технических вузах. Структура этой части
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook