1
УДК 808.2:378.02
Формирование фонетических навыков и умений
на занятиях по РКИ на подготовительном
отделении технических вузов
© О.Е. Сергеева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Автор обосновывает и предлагает методику проведения фонетической работы
со студентами-иностранцами, направленную на формирование навыков правиль-
ного произношения сложных звуков и звукосочетаний русского языка на подгото-
вительных отделениях технических вузов.
Ключевые слова:
фонетика, формирование слуховых и артикуляционных навыков,
мимическая зарядка, самомассаж, артикуляционная гимнастика.
В условиях всесторонней и глубокой модернизации методов обу-
чения в средней и высшей школе, в том числе и обучения русскому
языку как иностранному (РКИ), актуальной является проблема повы-
шения эффективности преподавания и его оптимизации. Необходи-
мость модернизации системы образования с помощью использования
новых методов и приемов обучения, включая современные технологии
и новые методические приёмы, возникла в связи с включением России
в единое европейское образовательное пространство, последовавшее
за подписанием Болонского соглашения.
Произносительные навыки являются необходимым условием, ре-
альной основой, средством, способом, формой осуществления ино-
язычной речевой деятельности. Обучение произношению с первых
уроков должно происходить в условиях реального общения, важно
как можно точнее имитировать эти условия; другими словами, уча-
щиеся не должны готовиться к речи, а начинать общаться сразу.
Произношение не «прикладывается» к речи, а составляет ее основу,
неразрывно связанную с остальными компонентами обучения ино-
язычному говорению — лексическими и грамматическими навыками.
Формирование слуховых и артикуляционных навыков осуществляет-
ся на тех словах и образцах общения, которые обучающиеся учатся
употреблять в речи в данный момент.
Речевое общение начинается с восприятия, а затем и воспроиз-
водства звуковой стороны языка. На начальном этапе обучения ауди-