Формирование фонетических навыков и умений на занятиях по РКИ на подготовительном отделении технических вузов - page 2

О.Е. Сергеева
2
рованию слушатели учатся понимать высказывания преподавателя,
его просьбы и команды, простейшие рассказы и описания предметов,
построенные на знакомом материале. Нарушение произносительных
форм препятствует самому процессу общения. Основой произноси-
тельной нормативности является соблюдение смыслоразличитель-
ных, акустических, моторных параметров изучаемого языка.
При формировании фонетических навыков мы исходили из учета
особенностей произношения студентами звуков родного языка. Объ-
ем фонетических навыков ограничивается «фонематичностью» про-
изношения (термин Бермана И.М., 1962), т. е. его достаточностью для
понимания говорящего собеседником в процессе общения. Другими
словами, фонетический навык формируется до уровня приблизитель-
но правильной артикуляции большинства звуков, обеспечивающего
понятность речи говорящего на иностранном языке.
При формировании фонетических навыков мы предлагаем ис-
пользовать имитативные упражнения. При этом овладение звуком
происходит как в изолированном виде, так и в слове. В случае нали-
чия существенных различий в произношении фонем или полного их
отсутствия в родном языке следует сопровождать процесс имитации
кратким объяснением способа артикуляции и характеристикой звука
на доступном для слушателей уровне.
На первое место выдвигаются акустические и артикуляционные
признаки изучаемых явлений, оставляя в стороне их функциональ-
ную основу, а также развитие у студентов фонетического и интона-
ционного слуха к изучаемому материалу и формирование аутентич-
ных слухомоторных эталонов, соответствующих произносительным
нормам русского языка. На занятии это обычно проходит на основе
серий аналитико-имитативных упражнений от прослушивания и про-
изнесения звуков, первично предъявляемых при аудировании фраз,
до воспроизведения слов и словосочетаний или имитации интонаци-
онного звучания и последующего выполнения корректировочных
упражнений студентами.
Формирование
чувства языка
является главным условием для
грамотного речевого высказывания и создает предпосылки для со-
знательного усвоения грамматики в период дальнейшего обучения.
Д.Б. Эльконин пришел к интересным выводам. Он считает, что
чув-
ство языка есть не что иное, как ориентировка человека в звуковой
форме слова
[1]
.
Особое значение Д.Б. Эльконин придает развитию звуковой сто-
роны речи. Опираясь на результаты проделанных исследований
(Фрадкина Ф.И., Попова М.И., Карпова С.Н.), а также на данные, по-
лученные А.Н. Гвоздевым и К.И. Чуковским, Д.Б. Эльконин прихо-
1 3,4,5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook