Формирование фонетических навыков и умений на занятиях по РКИ на подготовительном отделении технических вузов - page 8

О.Е. Сергеева
8
Методика работы с чистоговорками заключается в следующем:
1) преподаватель записывает рифмовку на доске (учащиеся в тет-
радях);
2) текст дублируется переводом на английский язык;
3) выделяются трудные звуки и звукосочетания цветом;
4) некоторые слова прочитываются по слогам (студенты произ-
носят их за преподавателем хором);
5) составляются всевозможные словосочетания из слов, записных
в рифмовке (студенты произносят их за преподавателем хором);
6) 2 раза прочитывается отдельно каждая строчка;
7) прочитывается вся рифмовка от начала до конца;
8) студенты читают чистоговорку индивидуально, преподаватель
корректирует произношение трудных звуков.
Когда отработано правильное чтение, преподаватель может за-
дать несколько вопросов по смыслу рифмовки, студенты отвечают по
тексту.
Например: Ежик жил у нас в углу, ел и пил он на полу.
Возможные словосочетания: ежик жил, жил в углу, жил у нас,
у нас в углу, ежик ел и пил, у нас ел и пил, он на полу и т. п.
— У кого жил ёжик? Кто жил в углу? Где ел ёжик? Ёжик танце-
вал на полу?
На данный вид работы со звуками отводится 30 минут в начале
урока перед проверкой выполнения домашнего задания.
Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что обуче-
ние РКИ на начальном этапе в техническом вузе становится опти-
мальным, интенсивным и разнообразным при условии использования
элементов фонетических заданий и речевых упражнений, которые
помогают учащимся не только понять говорящего, но и правильно
отреагировать на его вопросы и предложения. Благодаря этому не
нарушается сам акт коммуникации и подчеркивается правильность
выбора методических приемов для лучшей речевой адаптации сту-
дентов-иностранцев, обучающихся в вузах России.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Эльконин Д.Б.
Избранные психологические труды
. Москва, Педагогика,
1989, 560 с.
[2]
Берман И.М., Бухбиндер В.А. Речевая конструкция в обучении устной ре-
чи.
Иностранные языки в школе
, 1962, № 3, с. 12.
[3]
Вятютнев М.Н. Традиции и новации в методике преподавания русского
языка как иностранного.
Русский язык за рубежом
, 1985, № 5, с. 54−60.
[4]
Бим И.Л.
Теория и практика обучения разговорной речи на русском языке:
проблемы и перспективы
. Москва, Просвещение, 1988, 256 с.
[5]
Капитонова Т.И. Щукин А.Н.
Современные методы обучения русскому
языку иностранцев
. 2-е изд., перераб. и доп. Москва, Русский язык, 1987,
230 с.
1,2,3,4,5,6,7 9
Powered by FlippingBook