Формирование фонетических навыков и умений на занятиях по РКИ
3
дит к убеждению, что способность ученика ориентироваться в звуко-
вом языковом пространстве лежит в основе целого ряда явлений,
встречающихся на начальном этапе обучения. Совершенно ясно, го-
ворит Д.Б. Эльконин, что овладение звуковой системой речи и фор-
мирование связного высказывания невозможно вне усвоения грамма-
тического строя родного языка [1]. При усвоении звуковой стороны
языка происходят два взаимосвязанных процесса: процесс развития
фонетического слуха у обучаемого и процесс совершенствования
произношения им звуков речи. Ознакомление студентов со звуковой
деятельностью языка, языковой структурой слова, является важней-
шей предпосылкой дальнейшего обучения, успешного овладения
русской грамотой.
При обучении на подготовительном отделении технического вуза
предусматривается овладение артикуляционной базой и интонацион-
ным оформлением речи. Работа над формированием фонетических
навыков проводится во время специального этапа урока — фонетиче-
ской зарядки. Фонетическая зарядка проводится в виде звукоподра-
жательной игры, причем звуки отрабатываются как изолированно,
так и в оппозициях: твердые и мягкие ([р] — [р’], [д] — [д’], ударные
и в редуцированной позиции ([^] — [Ъ]), звонкие и глухие согласные
[з] — [с], [б] — [п] и т. д.), шипящие согласные звуки и др.
Особое внимание следует уделять смыслоразличительной роли
звуков; это формирует у слушателей умение правильно восприни-
мать звуки на слух. Материал для работы над фонетикой содержится
в чистоговорках, стихах, в рифмовках и песнях, которые в то же вре-
мя служат для закрепления лексических и грамматических навыков.
Занятия по РКИ следует начинать с «мимической зарядки»
(5−6 минут), которая помогает настроить органы речи на произноше-
ние русских звуков, слов, фраз. Работа над звуковой культурой речи
должна идти на протяжении всего занятия, не ограничиваясь фонети-
ческой разминкой.
Универсальный развивающий характер занятий иностранным
языком проявляется в следующих упражнениях: вычленение отдель-
ных звуков и групп звуков из звукового ряда, произнесение шепотом
и в разном темпе звуков, звукосочетаний, слов и речевых образцов,
подстановка звуков в слова, осознанное сопровождение говорения
мимикой, жестами и движениями.
В начале занятия проводится фонетическая разминка, которая
начинается с элементов самомассажа, проводимого всеми учащимися
группы. За время проведения массажа учащиеся спонтанно запоми-
нают название частей тела.