Проблемы унификации и универсализации учебных планов…
Гуманитарный вестник
# 11·2017 7
Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам)
являются обязательными для выполнения реализуемых вузом ООП,
но возможно введение дополнительных требований к знаниям, уме-
ниям и навыкам, исходя из содержания используемых профессио-
нальных стандартов и запросов работодателей. Дополнительные тре-
бования составляют основу вариативной (профильной) части ООП
и реализуются посредством введения в учебные планы необходимых
специальных дисциплин. Кроме того, в соответствии с ООП учебные
планы учитывают: отводимое на изучение каждой дисциплины число
зачетных единиц или часов; объем учебной нагрузки студента в не-
делю, включая аудиторные занятия и виды самостоятельной работы;
график учебного процесса.
Последовательность научно-методических действий при разра-
ботке ООП как комплекса основных характеристик образовательного
процесса представляется следующей:
1)
формулирование цели и результатов освоения ООП с учетом
требований ФГОС, профессиональных стандартов, современных и
прогнозируемых тенденций развития ИТ;
2)
формирование образовательной технологии с учетом дидакти-
ческих принципов целостности, системности, единой логики процес-
са обучения;
3)
разработка методик обучения для следования выбранной обра-
зовательной траектории;
4)
обоснование набора, разделов, логической последовательно-
сти изучаемых дисциплин и производственных практик, структури-
рования дидактических единиц содержания теоретического и прак-
тического материала для последовательного достижения требуемого
уровня ПК;
5)
выбор системы оценки приобретаемых компетенций.
Эти действия одинаковы для всех направлений подготовки, одна-
ко их результат определяется квалификацией разработчиков ООП, их
профессиональной состоятельностью: опытом преподавания в вузе и
руководства различными видами работ обучаемых, знанием совре-
менных тенденций развития соответствующей отрасли экономики,
педагогическим мастерством и т. д.
ОПК для направлений подготовки внутри одной УГНП могут
быть заложены в ходе преподавания дисциплин с одинаковыми
названиями (информационные технологии, информационная без-
опасность, защита информации, моделирование систем). Однако по-
скольку для разных направлений подготовки они являются базой для
приобретения различных ПК (см. выше), они должны иметь разную
структуру, предполагая специальную методику преподавания, разное
содержание, продолжительность и виды контактной работы студента
с преподавателем во время лекционных, лабораторных и практиче-