Е.Л. Первухина, Е.М. Шалимова
4
Гуманитарный вестник
# 11·2017
Таким образом, среди научно-методической литературы послед-
них лет практически нет публикаций, касающихся вопросов разра-
ботки и оперативного совершенствования основных образовательных
программ и непосредственно учебных планов, соответствующих
ФГОС ВО и обозначенным выше актуальным тенденциям развития
ИТ-отрасли, а также научно-методическим вопросам совершенство-
вания и обновления самих государственных стандартов.
За теоретическую основу настоящей статьи приняты результаты
научных исследований, практического использования и внедрения в
образовательный процесс в высшей технической школе группы рос-
сийских ученых и ведущих специалистов, входящих в методический
совет по направлению «Информационные системы и технологии»
под руководством Б.Я. Советова — заслуженного профессора Санкт-
Петербургского государственного электротехнического университета
(СПбГЭТУ) «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) [4, 6, 7]. К дости-
жениям этой группы ученых и специалистов относятся не только со-
здание научной школы в области теории и практики информацион-
ных технологий и процесса информатизации, но и разработка
методологических основ и стратегии информационного обеспечения
непрерывного образования на основе внедрения в учебный процесс
и в управление образованием перспективных информационных тех-
нологий. Многочисленные участники ряда последних отечественных
конференций по развитию информационных технологий [12] реко-
мендовали включить в резолюции основные выводы и рекомендации
относительно подготовки ИТ-кадров, содержащиеся в статьях и до-
кладах Б.Я. Советова.
При обучении информационным технологиям рассматривают как
базовые (мультимедиа, телекоммуникационные, геоинформационные,
защиты информации, искусственного интеллекта, CASE-технологии),
так и прикладные (автоматизированного проектирования, управления,
различного промышленного и социально-экономического назначения)
технологии.
Обучение специалистов для разработки, внедрения и использования
таких технологий соответствует ФГОС ВО по направлениям подготов-
ки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», 09.03.02 «Ин-
формационные системы и технологии». Вместе с направлениями
09.03.03 «Прикладная информатика» и 09.03.04 «Программная инжене-
рия» они относятся к укрупненной группе специальностей и направле-
ний подготовки (УГПН) 09.00.00 «Информатика и вычислительная тех-
ника».
Прежде всего, на основе работ [2, 3, 5, 6] проанализируем основ-
ные требования руководящих документов и возникающие в связи
с этим проблемы разночтения образовательных стандартов ВО по
укрупненной группе специальностей и направлений подготовки