Е.Л. Первухина, Е.М. Шалимова
10
Гуманитарный вестник
# 11·2017
учитывать особенности подготовки по каждому направлению, отодви-
гает специализацию на старшие курсы, хотя, по мнению работодате-
лей, именно ранняя специализация обеспечивает качественную подго-
товку выпускников.
Подобный анализ может быть проведен и для других дисциплин.
Таким образом, различия в видах деятельности и формируемых
компетенциях определяют принципиальные расхождения в структуре
и содержании дисциплин с похожими названиями, а также методике
их преподавания. Унификация базовых профессиональных дисци-
плин в рамках направлений подготовки УГНП, а тем более за этими
рамками (при объединении студентов направлений подготовки раз-
ных УГНП) исключает формирование качественной основы для изу-
чения последующих дисциплин профессионального цикла, ведет
к заметному снижению общего уровня подготовки выпускников,
увеличению времени их адаптации на предприятиях и замечаниям со
стороны работодателей. Кроме того, унификация учебных планов
снижает возможность участия студентов в реальных проектах во
время прохождения практики и отрицательно влияет на эффектив-
ность профессиональной подготовки.
При укрупнении потоков преподаватель вынужден ориентиро-
ваться на средний уровень подготовки студентов и давать усреднен-
ный материал, что негативно влияет на общий уровень преподавания
дисциплин. Кроме того, концентрация общих дисциплин на младших
курсах мешает студентам осознать особенности подготовки по вы-
бранному направлению и приводит к снижению мотивации обучения.
Преподавать базовые дисциплины на младших курсах должны,
по мнению авторов, преподаватели выпускающей кафедры. Это поз-
волит учитывать не только специфику направления подготовки
и включать в рабочие программы базовых дисциплин необходимый
материал, но и динамичность развития информационных технологий,
оперативно вносить требуемые изменения в содержание лекций, ла-
бораторных работ и самостоятельную работу студентов (что также
предусмотрено ФГОС ВО).
Специализация с первых семестров обучения будет способство-
вать развитию научно-исследовательской работы студентов, повы-
шая качество профессиональной подготовки.
Сверхбыстрое развитие информатики и вычислительной техники
подразумевает непрерывное самообучение даже высококвалифициро-
ванных ИТ-кадров, что должно быть учтено в разрабатываемых ООП
[2]. Основу целостной подготовки, возможности непрерывного само-
обучения студентов по соответствующему направлению и формирова-
ния ОК и ОПК создает изучение естественнонаучных дисциплин. Для
рассматриваемых направлений естественнонаучную базовую часть
цикла образуют дисциплины «Математика», «Информатика», «Физи-