Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

Е.Л. Первухина, Е.М. Шалимова

2

Гуманитарный вестник

# 11·2017

высокую степень зависимости отечественной экономики и рынка от

зарубежной ИТ-продукции [3–5]. Более того, для России характерен

ускоренный спрос на телекоммуникационные услуги по сравнению

со спросом на информационные [4]. Качество и количество инфор-

мационных услуг непрерывно возрастают, однако это предполагает

интенсивную подготовку как пользователей, так и разработчиков

конкурентоспособных информационных технологий.

Структура современной ИТ-индустрии разнообразна. Для не-

сложных видов деятельности работодателям требуются: junior-

программисты, тестировщики программного обеспечения, системные

администраторы, web-дизайнеры, кодировщики. Однако по уровню

квалификации только 15 % выпускников пригодны к немедленному

трудоустройству в сфере информационных технологий, и эту ситуа-

цию в самом ближайшем будущем усугубят последствия демографи-

ческого кризиса 1990-х гг. Вместе с тем к 2019 г. в мире будут тру-

диться более 26 млн программистов, из них в Индии — более 5 млн

человек, в США — более 4,5 млн человек, в Китае — около 2 млн че-

ловек [2].

Для достижения целей, обозначенных документами [1, 2], и обес-

печения конкурентного преимущества России в мировой ИТ-отрасли

необходимо создание прорывных коммуникационных и информаци-

онных технологий на основе программного обеспечения высокой

сложности [3], что подразумевает сосредоточение усилий на углуб-

ленной подготовке ИТ-кадров высокого уровня, готовых к решению

задач перехода к новому технологическому укладу. Это возможно

только при интенсификации учебного процесса, развитии алгоритми-

ческого и исследовательского потенциала выпускников. Наоборот,

пренебрежение этим фактором, размытость образовательных про-

грамм, универсализация и унификация учебных планов будущих

специалистов для деятельности в разных сегментах ИТ-отрасли сни-

жает уровень успешности подготовки вузами ИТ-специалистов. Уро-

вень успешности, по мнению

крупнейшего и наиболее влиятельного

объединения компаний-разработчиков программного обеспечения

России

«РУССОФТ», определяется:

количеством упоминаний кон-

кретных университетов в качестве источников новых кадров, резуль-

татами выступления вузовских команд в студенческом чемпионате

мира по программированию, соотношением средней заработной пла-

ты по ИТ-отрасли в регионе и стоимости обучения в вузе.

Из вышесказанного следуют новые требования к российским ву-

зам. Очевидно, что в этих условиях для подготовки специалистов

необходимы новые подходы к регламентации образовательной дея-

тельности, сопряжение с профессиональными стандартами и актуа-

лизация федеральных государственных стандартов высшего образо-