Е.Л. Первухина, Е.М. Шалимова
2
Гуманитарный вестник
# 11·2017
высокую степень зависимости отечественной экономики и рынка от
зарубежной ИТ-продукции [3–5]. Более того, для России характерен
ускоренный спрос на телекоммуникационные услуги по сравнению
со спросом на информационные [4]. Качество и количество инфор-
мационных услуг непрерывно возрастают, однако это предполагает
интенсивную подготовку как пользователей, так и разработчиков
конкурентоспособных информационных технологий.
Структура современной ИТ-индустрии разнообразна. Для не-
сложных видов деятельности работодателям требуются: junior-
программисты, тестировщики программного обеспечения, системные
администраторы, web-дизайнеры, кодировщики. Однако по уровню
квалификации только 15 % выпускников пригодны к немедленному
трудоустройству в сфере информационных технологий, и эту ситуа-
цию в самом ближайшем будущем усугубят последствия демографи-
ческого кризиса 1990-х гг. Вместе с тем к 2019 г. в мире будут тру-
диться более 26 млн программистов, из них в Индии — более 5 млн
человек, в США — более 4,5 млн человек, в Китае — около 2 млн че-
ловек [2].
Для достижения целей, обозначенных документами [1, 2], и обес-
печения конкурентного преимущества России в мировой ИТ-отрасли
необходимо создание прорывных коммуникационных и информаци-
онных технологий на основе программного обеспечения высокой
сложности [3], что подразумевает сосредоточение усилий на углуб-
ленной подготовке ИТ-кадров высокого уровня, готовых к решению
задач перехода к новому технологическому укладу. Это возможно
только при интенсификации учебного процесса, развитии алгоритми-
ческого и исследовательского потенциала выпускников. Наоборот,
пренебрежение этим фактором, размытость образовательных про-
грамм, универсализация и унификация учебных планов будущих
специалистов для деятельности в разных сегментах ИТ-отрасли сни-
жает уровень успешности подготовки вузами ИТ-специалистов. Уро-
вень успешности, по мнению
крупнейшего и наиболее влиятельного
объединения компаний-разработчиков программного обеспечения
России
«РУССОФТ», определяется:
количеством упоминаний кон-
кретных университетов в качестве источников новых кадров, резуль-
татами выступления вузовских команд в студенческом чемпионате
мира по программированию, соотношением средней заработной пла-
ты по ИТ-отрасли в регионе и стоимости обучения в вузе.
Из вышесказанного следуют новые требования к российским ву-
зам. Очевидно, что в этих условиях для подготовки специалистов
необходимы новые подходы к регламентации образовательной дея-
тельности, сопряжение с профессиональными стандартами и актуа-
лизация федеральных государственных стандартов высшего образо-