Е.Л. Первухина, Е.М. Шалимова
6
Гуманитарный вестник
# 11·2017
и систем [14]. Переход к интеллектуальным производственным тех-
нологиям предполагает подготовку специалистов данного направле-
ния, способных создавать новые методы и программное обеспечение
для предсказательного моделирования сложных инженерных реше-
ний, а также новые системы поиска и распознавания информации,
включая использование семантики при извлечении информации, ма-
шинного перевода и машинного обучения; алгоритмы анализа боль-
ших массивов данных, извлечения знаний; высокопроизводительные
системы вычислений, суперкомпьютерные технологии.
Современные ФГОС ВО ориентированы на приобретение выпуск-
никами вузов различных компетенций: общекультурных (ОК), обще-
профессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК). Это означает,
что при овладении ООП будущий специалист должен приобрести
навыки и умения, которые позволят в его будущей профессиональной
деятельности не только применять их на практике, принимать решения
и нести за них ответственность, но и извлекать новые знания о необ-
ходимой предметной области, прогнозируя возможные проблемы раз-
работки и направления развития требуемых технологий [3].
ПК, т. е. специальные компетенции, или профессионально ориен-
тированные знания и навыки, обеспечивают объектную и предмет-
ную подготовку будущих специалистов. Если ОК и ОПК ФГОС ВО
по двум указанным выше направлениям различаются в основном
формулировками и последовательностью изложения, но характери-
зуют инженерную деятельность ИТ-специалиста в целом, то профес-
сиональные компетенции различаются принципиально.
Для направления подготовки 09.03.01 «Информатика и вычисли-
тельная техника» ПК ориентированы на использование и разработку
программно-аппаратных средств: способность разрабатывать модели
компонентов информационных систем, включая модели баз данных и
модели интерфейсов «человек — электронно-вычислительная маши-
на» (ПК-1); способность разрабатывать компоненты аппаратно-
программных комплексов и баз данных, используя современные ин-
струментальные средства и технологии программирования (ПК-2);
способность обосновывать принимаемые проектные решения, осу-
ществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их
корректности и эффективности (ПК-3).
Для направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы
и технологии»
это компетенции, ориентированные на использование
методов моделирования процессов и систем: с целью выбора исход-
ных данных для проектирования (ПК-4), моделирования процессов
и систем (ПК-5), оценки надежности и качества функционирования
объекта проектирования (ПК-6), разработки средств реализации ин-
формационных технологий (методические, информационные, матема-
тические, алгоритмические, технические и программные) (ПК-12).